Внутренняя молитва (продолжение)

ВНУТРЕННЯЯ МОЛИТВА
(Письма из Пустыни)

Продолжаем публикацию цикла статей о. Анджея Мушали о внутрен­ней молитве. Предыдущие статьи этого цикла:

1. «Моя пустыня сегодня» 
2. «Мо­литва в тишине»
 
3. «Стань перед Богом»
 
4. «Духовное чтение»
 
5. «Закрой глаза»

6. «Смотри на Иисуса»
 
7. «Акт веры во внутренней молитве»
8. «Акт веры — пример: женщина с кровотечением»
9. «Акт веры: надёжность» 

 

Письмо 10. Акт веры: тьма

Дорогой Друг!

Вот мы снова встречаемся после каникул.

Если помнишь, в последнем письме я писал тебе о надёжности обретения Бога, какую даёт нам вера.

Эта ключевая в молитве божественная добродетель имеет однако и другую, более трудную сторону. Согласно слов св. Иоанна от Креста, она темна

«Веру… можно сравнить с полночью. Безмерный свет, который изливается из неё, является для души кромешным мраком. Душа должна освободиться от всего, насколько это в её силах; должна быть от всего оторвана и находиться во тьме. Должна двигаться, как слепец, следуя за тёмной верой как за проводником и светильником, не опираясь ни накакую вещь, которую бы знала, вкушала, ощущала либо же воображала себе».

(«Восхождение на Гору Кармель», II, 2-4, passim)

Вот в этом-то и трудность…

Человек хотел бы находиться с Богом во свете — хотел бы Его видеть, чувствовать, переживать…

И потому он постоянно ищет знаков Его присутствия, голоса, который бы ясно указывал ему дорогу, вдохновений, которые, по его мнению, являются свидетельством действия Божия.

Он охотно слушает рассказы о явлениях, хотя бы только тени Иисуса или Его Матери, либо какого-нибудь святого, — на дереве, на какой-то стене и т. п.

Когда же он лишён всего такого, он возвращается к иным утешениям, будь то из области сознания или же чувства. Он бы хотел, чтобы Бог возносил его духовно во время молитвы, влил бы в его сердце радость и покой, исполнил его просьбы.

А когда не получает этого, легко разочаровывается и отходит, считая, что Бог его не услышал.

И не знает, что во всём этом он ищет себя, а не Бога.

Ты же, душа, когда хочешь соединиться со своим Возлюб­лен­ным, отбрось всё это!!!

Не только не приписывай ни малейшего значения всему этому, но просто избегай, как предательской ловушки.

Войди во тььму, ибо только в ней ты найдёшь Того, Которого ищешь.

Потому что — как учит Иоанн от Креста:

«Духовная ночь это вера, лишённая всякого света. Она — предивное средство дойти до цели, которой является есть Бог. Для достижения в этой жизни совершенного соединения с Ним через благодать и через любовь, нужно идти к Нему во тьме и в удалении от всего, что можно объять взором, слухом, воображением и сердцем».

(«Восхождение на Гору Кармель», II, 2-4, passim)

В твоём случае это означает, что ты должен согласиться на то, что ничего не будешь переживать в молитве.

Этим ты будешь отличаться от женщины, больной крово­те­че­нием (ср. Мк 5,25-34 и «Письмо 8»).

Она почувствовала в себе, что исцелилась; ты этого не почувствуешь.

Ибо контакт, возникающий между душой и Богом через акт веры, совершается в духе — что значит на уровне гораздо более глубоком, недоступном для телесных чувств и ощущений.

Именно это составляет наибольшую трудность…

И это объясняет, почему столь немногие решаются на ежедневную молитву в безмолвии…

Человек стремится к свету и духовному утешению.

Даже ценой отдаления от Бога…

***

Обрати внимание, что всё великое и прекрасное в Библии совершается ночью.

Ночью Израиль выходит из земли Египетской.

Ночью рождается в человеческом теле Сын Божий.

Ночью Он совершает вечерю со Своими учениками.

Ночью Он восстаёт из гроба…

И ты тоже найдёшь Его ночью.

«На ложе моем ночью искала я того, 
которого любит душа моя,
 искала его и не нашла его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям,
 и буду искать того, которого любит душа моя; 
искала я его и не нашла его.
 Встрети­ли меня стражи, обходящие город: «не видали ли вы того, которого любит душа моя?» Но едва я отошла от них,
 как нашла того, которого любит душа моя».

(Песн 3,1-4)

И потому, ищи только Бога.

Не себя.

Удаляясь от увлекательных занятий на молитве, ты показываешь, что полностью забываешь о себе.

Что не рассматриваешь Бога, как «дойную корову» (Экхарт).

Что желаешь только доставить Ему радость

о. Анджей Мушаля

Пустынька св. Терезы из Лизьё, 1.IX.2011

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *