Внутренняя молитва (продолжение)

о. Анджей Мушаля

ВНУТРЕННЯЯ МОЛИТВА
(Письма из Пустыни)

Продолжаем публикацию цикла статей о. Анджея Мушали о внутрен­ней молитве. Предыдущие статьи этого цикла:

1. «Моя пустыня сегодня»
2. «Мо­литва в тишине»
3. «Стань перед Богом»
4. «Духовное чтение»

Письмо 5. Закрой глаза

Дорогой Друг!

Если ты уже вступил на путь молитвы в тишине, то скоро ты заметишь, что чем дольше ты в ней пребываешь, тем глубже погружаешься вовнутрь. Поэтому посредством третьего «НИЧТО» ты замыкаешь двери своих внешних и внутренних чувств, чтобы сосредоточиться только на Боге, обитающем в твоей душе.

«При таком способе молитвы очи как бы сами собой замыкаются», — писала св. Тереза Авильская.

Это происходит спонтанно, чтобы ограничить теснящие тебя со всех сторон отвлекающие впечатления. Они, как мухи, начинают кружиться вокруг тебя, стоит тебе только приступить ко внутренней молитве. Нападают на тебя с удвоенной силой, чтобы выбить тебя обратно во внешний мир. Порой они достигают такой силы, что становится невозможно про­должать молитву. Как с ними быть?..

Прежде всего, замкни двери внешних чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.

Выключи источники шума, голосов, музыки, образов.

Войди во тьму и тишину.

И не бойся.

Не убегай!

Хотя бы даже тебе там было не по себе.

Мир духа тебе ещё незнаком, но постепенно ты с ним освоишься, если не поддашься первому порыву убежать.

Ты ещё долго будешь себя чувствовать чужаком в этом мире, но это потому, что прежде ты никогда не пробовал располо­житься в своей душе, как у себя дома.

«Почему выходите? — писал Майстер Эккхарт, — Почему не остаётесь в своём собственном доме? Ведь вы всю исти­ну содержите в самих себе!».

«Знай же, что хотя Бог находится в тебе, но остаётся там укрытым. Нужно, чтобы ты забыл обо всём и отдалил­ся ото всякого творения; тогда, укрывшись в глубине своего духа, найдёшь Возлюбленного. Когда затворишь за собою двери и будешь втайне молится Отцу своему, и будешь там с Ним пребывать, тогда в своём укрытии ты почув­ствуешь Его, будешь Его любить, радоваться и ликовать с Ним».

(Св. Иоанн от Креста, «Песнь Духовная», 1,8-9)

Затем, замкни двери внутренних чувств, или воображения.

Это намного труднее.

Как только ты начинаешь молитву в тишине, включается «домашнее кино».

Ты хочешь думать об Иисусе, но вдруг замечаешь, что находишься на работе, на учёбе, в магазине, на каникулах.

Ты снова сосредотачиваешься, но уже через мгновение обдумываешь свои дела на сегодняшний вечер.

И так далее…

Воображение, как лошадь без узды, несёт нас, куда хочет, и постоянно представляет нам сцены из внешней жизни, хотя глаза у нас закрыты.

Что делать???

Мы же этого не хотим!

Несмотря ни на что, оставайся верным в молитве.

Даже если тебе кажется, что 95% времени ты проводишь в рассеянности.

Ведь это только воображение разгуливает себе, где хочет. Твои воля и сердце остаются перед Богом…

***

А может, сделай нечто большее? — Подружись со своей рассеянностью!

Посмотри на неё немного более доброжелательно.

Воспользуйся ею!

«Великим заблуждением является взгляд, будто бы рассеянность это знак того, что тебе не удаётся молиться. Ибо что означает, что у тебя в воображении возникает сто и одна картина за полчаса молитвы? Это означает, что сто и один раз ты отвратился от рассеянности и возвратился к Богу. Это означает, что сто и один раз ты сказал «НЕТ» себе и «ДА» Богу; что сто и один раз ты совершил акт бескорыстной любви, которая позволяет тебе уме­реть для «ветхого человека», чтобы в тебе мог родиться человек новый».

(Д. Торкингтон, «Пророк. Питер Кальвей»)

Рассеянность учит смирению. Благодаря ему ты сознаёшь, что в молитве почти всё зависит от Бога, а от тебя «только» верность и открытость на Его воздействие. Оно тебе напоминает, что ты человек внутренне израненный и покалечен­ный, и нуждаешься в непрестанном оздоровляющем воздействии Божественного Врача.

Рассеянность, как ничто другое, указывает тебе на твой эгоизм, требующий особенного очищения. Если, например, ты огорчаешься из-за несданного экзамена, это означает, что ты снова думаешь о себе и не отдал всё Богу. Если бродишь (в воображении) по улицам своего города, то, очевидно, это доставляет тебе больше радости, нежели следование за Иисусом. Если приходит вожделение и нечистые помыслы, то, может быть, ты до сих пор не хочешь отдать эту скры­тую тропинку Богу?

Рассеянность помогает в молитве, если разжигает в тебе великие стремления. Видя, как далеко ты ещё от слияния с Иисусом, не отчаивайся из-за этого, но призывай Его из глубины своего сердца, чтобы Он пришёл и взял тебя на Свои плечи.

Видишь? Рассеянность из неодолимого препятствия может стать твоим большим другом на пути внутренней молитвы!

А под конец у меня для тебя добрая новость. Св. Тереза Авильская утверждала, что приступы рассеянности будут происходить с на­ми всегда, по крайней мере, по эту сторону могилы. Эта святая провожатая по путям духовной жизни целых 18 лет многократно бывала выну­ждена крепко держаться за сидение, чтобы не вскочить и не убежать из часовни во время молитвы…

Понимаешь? Раз это ей не помешало достичь единения с Богом, то, значит, и ты тоже можешь получить такую милость.

А всё зависит только от одного: от НАСТОЙЧИВОСТИ!

Поэтому прошу тебя: останься…

Пребывай и дальше в этом ключевом «НИЧТО», с закрытыми глазами, но с сердцем, открытым на воздействие той Силы, которая тебя переменит и воспламенит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *