ВНУТРЕННЯЯ МОЛИТВА
(Письма из Пустыни)
Продолжаем публикацию цикла статей о. Анджея Мушали о внутренней молитве. Предыдущие статьи этого цикла:
1. «Моя пустыня сегодня»
2. «Молитва в тишине»
3. «Стань перед Богом»
4. «Духовное чтение»
5. «Закрой глаза»
6. «Смотри на Иисуса»
7. «Акт веры во внутренней молитве»
Письмо 8. Акт веры – пример: женщина с кровотечением
Дорогой Друг!
Возможно, ты думаешь, что то, о чём мы говорили до сих пор о внутренней молитве, всего лишь одна из «форм духовности», выработанная в христианстве…
Вовсе нет!
Источник внутренней молитвы коренится в личности Самого Иисуса Христа!
Она описана во многих местах Священного Писания, и ты найдёшь её примеры, если будешь читать внимательно.
Среди таких примеров есть один особо выразительный, в Евангелии от Марка:
«Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, – услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (Мк 5,25-34).
Ты спросишь, где же здесь речь о молитве?
Читай не телом, но духом, примени «взгляд веры», и увидишь молитву в каждой фразе.
Кто эта безымянная женщина, страдающая кровотечением? Это ты, это я… Это каждая душа, которая умирает, если удалена от Иисуса[1]. Тщетно будет она тогда искать помощи у разных «врачей» – в занятиях, путешествиях, материальных благах, в супружестве, детях, возлюбленных, в работе, развлечениях, чувственности, удовольствиях или в чём-то ещё. Потратив на это многие годы, она убедится, что стало ей только хуже. И тогда…
Именно тогда может начаться внутренняя молитва – подлинное путешествие к полному единению со Христом. Исходным пунктом для неё будет первое «НИЧТО» – размышление и сосредоточение. Поступая так, душа принимает верное направление – перестаёт расточать себя во внешнем и вступает во внутреннее. Так же, как та женщина…
«Услышав об Иисусе» – от кого? Мы не знаем. Может быть, от какой-нибудь знакомой или родственницы, которая видела Его чудеса, встречала Его. Разговаривала с Ним… А может, и сама была исцелена? И рассказала обо всём своей подруге, а та её внимательно слушала… А что это значит сегодня для нас, как не второе «НИЧТО», в котором душа читает или слышит об Иисусе? Так она узнаёт о Нём, впитывает Его и познаёт, хотя ещё и в чьей-то передаче.
А потом? Придя домой, она «замкнула очи», что значит, врата своих внешних чувств, начала сосредотачиваться… Представила себе Иисуса, Его учеников, толпы больных, получающих исцеление. И целая панорама удивительных событий, происходивших на берегах Галилейского озера, разворачивается перед ней. В голове у неё бушует настоящая буря мыслей. И среди них зародилась одна, поначалу едва заметная, но всё более и более настойчивая, хотя и нереальная, попросту абсурдная: «А может быть, и я?.. Может быть, Иисус зовёт и меня?.. Туда?..»
Следующие минуты оказались решающими в жизни этой женщины. Может быть, она ещё долго взвешивала доводы «за» и «против», колебалась… Может быть, говорила себе, что это всё пустые фантазии. Однако третье «НИЧТО» капля за каплей избавляло её от всяких сомнений. И в конце концов, она поддалась этой мысли. Приняла решение и отправилась.
«Как только душа выйдет из обители собственной воли и поднимется с ложа своих пристрастий, тотчас повстречает Сына Божьего, своего Возлюбленного». Св. Иоанн от Креста, «Песнь Духовная», III,3) |
Когда она приблизилась, сперва увидела толпу – множество теснившихся вокруг Иисуса, окружавших Его со всех сторон, заслонявших Его.
«Вот видишь?! И чего было стараться? Могла бы оставаться дома, всё равно ничего не выйдет!..»
Точно так же происходит и во время внутренней молитвы: едва на горизонте появляется цель, как тут же исчезает из виду.
Ибо она окружена толпой отвлекающих мыслей, которые тебя рассеивают и отвращают от принятого решения, утверждая, что «это не для тебя». Они будут стараться, чтобы ты «успокоился» и вернулся туда, откуда пришёл. Но женщина-душа-возлюбленная проявляет стойкость, не поддаётся: «Должен быть какой-то способ! Если бы мне прикоснуться хотя бы к Его одежде!».
Понемногу, с трудом протискивается она к Нему. Её не раз отталкивают, но она не отступает. Она смотрит на Иисуса – это удерживает её на правильном пути. Не спускает с него взгляда, осуществляя таким образом четвёртое «НИЧТО»… Вот Он уже совсем близко… Всего несколько шагов… Вот уже можно дотянуться рукой… И вот – она касается Его плаща!
И результат следует немедленно! Чувствует его Иисус, и чувствует сама женщина. Иисус – что сила вышла из Него. Женщина – что полностью исцелена.
– Кто прикоснулся ко Мне? – спрашивает Он, оглядываясь.
Хотя великое множество людей толпилось вокруг Него, Он знает, что кто-то прикоснулся к Нему иначе, не так, как другие, что значит, с ВЕРОЙ. И Сам Он тут же подтверждает это, говоря: «Дщерь! вера твоя спасла тебя». Сам указывает, что побудило Его помочь ей.
***
Такова внутренняя молитва.
Прикосновение к Богу посредством акта веры, благодаря которому устанавливается контакт между Ним и душой.
Когда ты молишься, ты повторяешь все этапы, через которые прошла та женщина, доходя до пятого, решающего «НИЧТО», в котором ты отдаёшь себя Богу, а Он отдаёт Себя тебе.
Поэтому акт веры не может длиться коротко.
Отсюда те полчаса, о которых мы когда-то говорили. А может, и дольше?..
Иначе не дойдёшь, остановишься на полпути и вернёшься назад, не зная даже, сколько ты утратил.
Пойдём же вместе к Иисусу!
о. Анджей Мушаля
Пустынька св. Терезы из Лизьё, 1.V.2011
[1]Согласно древней еврейской традиции, «душа всякого тела есть кровь его» (Лев 17,14), и в библейские времена многие считали, что кровь есть обиталище души; в некоторых кругах этот взгляд сохранился по сей день. В таком значении кровотечение означало угрозу скорее для жизни духовной, нежели телесной.