ВНУТРЕННЯЯ МОЛИТВА
(Письма из Пустыни)
Продолжаем публикацию цикла статей о. Анджея Мушали о внутренней молитве. Предыдущие статьи этого цикла:
1. «Моя пустыня сегодня»
2. «Молитва в тишине»
3. «Стань перед Богом»
4. «Духовное чтение»
5. «Закрой глаза»
Письмо 6. Смотри на Иисуса
Дорогой Друг!
Читая последнее письмо, ты наверняка задумался, почему я просил тебя закрывать глаза во время молитвы в тишине. Сейчас я постараюсь объяснить, для чего это нужно.
Для того, чтобы СМОТРЕТЬ НА ИИСУСА.
Это Он центр молитвы, а не твои заботы.
Это Он молится в тебе к Отцу.
Это Он непрестанно рождаемый Отцом. В тебе.
Это Он пребывает в акте всецелого отдания Себя Отцу.
На самом дне твоей души Отец и Сын суть ОДНО в единении любви Святого Духа.
Смотри на это очами своей веры.
Это и есть созерцание.
«Смотреть на Иисуса через веру» (св. Иоанн от Креста)
Четвёртое «НИЧТО» отвращает твой взор от тебя и обращает его на Иисуса.
Ты уже как бы пребываешь на небе.
Там ты некогда будешь видеть Его лицом к лицу, без малейшего препятствия. И никогда не перестанешь изумляться, какова же есть любовь Отца и Сына в Духе Святом. Будешь смотреть и смотреть всю вечность.
Но это же самое ты можешь совершать уже здесь, на земле, и причём ежедневно! Правда, ты всё ещё будешь видеть Его неясно, как бы в мутном зеркале, но будешь действительно видеть Его! Вот к чему призывала своих сестёр св. Тереза Авильская:
«Не требую от вас возвышенных рассуждений о Нём, и ни глубоких размышлений. Требую только одного: чтобы вы на Него смотрели» («Путь совершенства», 28).
На Бога можно смотреть двумя способами.
Если сумеешь, воспользуйся своим воображением. Прочитав отрывок из Евангелия, попытайся представить его себе в душе. Так, словно всё это происходит в тебе. Смотри на Иисуса, например, во время беседы с Самарянкой. Представь себе, как Он в жаркий полдень сидит у колодца, жаждущий, ждущий, что кто-нибудь придёт… И вот приходит женщина, слабая и грешная, как это выяснится через минуту. Иисус обращается к ней: «Дай мне пить…». Не торопясь, читай их разговор, стараясь пережить его в себе.
А затем ты можешь сделать следующий шаг: представь себе, что эта женщина — ты… Твоя душа сочеталась с пятью мужьями — чувствами, в которых ты непрестанно вращаешься и живёшь, никогда не вступая в глубину себя, туда, где живёт Он, твой истинный Возлюбленный. Хоть и была ты неверна и отдавала своё тело другим, Он не прекращает разговаривать с тобой, ибо жаждет твоей любви… По-прежнему ждёт тебя у колодца, показывая истинную глубину, на которую хочет тебя привлечь. И больше того, раскрывает перед тобой тайну Своей жизни, говоря, что истинные поклоняющиеся будут поклоняться Богу в духе и истине. Иисус попросту хочет обладать тобой!..
Таким образом ты можешь смотреть на Него в каждой ситуации, описанной в Евангелиях.
Но для многих людей такой способ труден, порою просто невозможен. Воображение вместо того, чтобы помочь, рассеивает ещё больше, и человек уже вовсе не может размышлять над прочитанным текстом, чем больше старается в него вникнуть, тем больше чувствует свою неспособность. И тогда для него остаётся другой способ смотреть на Иисуса, без воображения, без сравнений… или:
Просто смотреть на Иисуса
Этот способ заключается в том, чтобы не прибегать к образам, но, напротив — просто смотреть, без всякого посредства.
Смотреть на Бога, провождающего Свою внутреннюю жизнь в душе.
Это вид «взирания сердцем» на то, что незримо.
Поскольку не существует никакой земной аналогии, которая могла бы нам помочь уяснить, в чем оно состоит, понять это может только тот, кто сам пережил нечто подобное.
Когда ты говоришь, что больше не можешь медитировать, это означает, что наступил час именно таким образом «смотреть» на Иисуса. Не прибегай тогда к образам-средствам, но непосредственно стремись к цели — к Самому Богу. Не представляй Его себе, но БУДЬ С НИМ И В НЁМ!
«Никогда не задерживай своей любви и восторга на том, что разумом и чувствами познаёшь о Боге, но люби Его и восторгайся тем, чего не можешь в Боге уразуметь и почувствовать. В силу того, что Бог непостижим и сокрыт, ты должен всегда считать Его таким. И не входи в число тех глупцов, которые, по-земному рассуждая о Боге, считают, что если они Его не понимают, не чувствуют и не вкушают отрады, то Он далёк и сокрыт от них. На деле, всё совсем наоборот: чем меньше кто понимает Бога, тем больше приближается к Нему. Если же приближаешься к Нему, то непременно должен чувствовать тьму» (св. Иоанн от Креста, «Песнь Духовная», 1,12).
Поэтому, чем труднее тебе «смотреть на Иисуса», тем больше радуйся тому, что уже Им обладаешь!
Ты смотришь на Солнце, не удивляйся же, что ничего не видишь!
***
Здесь ты уже очень близко к единению с Иисусом.
Почти что на расстоянии вытянутой руки…
Всё, что было до сих пор, служило возведению самого основного во внутренней молитве: пятого и последнего «НИЧТО», которым является
АКТ ВЕРЫ
В нём устанавливается связь между душой и её Возлюбленным.
Это акт всецелого единения.
В нём ты у вершины.
В нём также радость Иисуса достигает вершины, Он впадает в экстаз. Благодаря тебе…
…
Но поскольку это нечто совершенно необычайное, позволь, я расскажу тебе об этом побольше в следующий раз.
Как же велик Господь, Он выслушает, когда есть что сказать, и наполнит своим покоем, когда сказать нечего. Как оказывается просто молиться: смотри на Иисуса и позволь Ему изменять себя… Спасибо за своевременную статью!