31 января
ПАМЯТЬ СВ. ИОАННА БОСКО, СВЯЩЕННИКА
Иоанн (Джованни) Боско родился 16 августа 1815 г. в Бекки, в 40 км от Турина, столицы Пьемонта (Северная Италия), в крестьянской семье. Когда мальчику было 2 года, умер его отец. Содержание троих сыновей легло на плечи матери. Ранние годы жизни Джованни провёл в крайней бедности, очень рано был вынужден начать зарабатывать. Когда ему было 9 лет, Бог в пророческом сновидении открыл ему его будущую миссию, и мальчик, в меру своего разумения, принялся её исполнять. (Вещие сновидения будут и дальше сопровождать всю пастырскую жизнь святого. — А. М.). Видя, каким вниманием пользуются бродячие жонглёры и акробаты, он, с позволения матери, в свободное время шёл в места, где они выступали, и старался им подражать. А научившись разным трюкам, стал собирать своих односельчан по воскресеньям и праздникам и устраивать для них представления, перемежая трюки молитвой, набожными песнями и «проповедью». Обычно это была проповедь, которую он слышал в тот же день на ранней мессе в приходской церкви.
Первое Причастие Джованни принял в 11 лет (1826). Когда ему исполнилось 14 лет, он начал учиться у одного священника на покое, но через год учение прервалось из-за скоропостижной смерти последнего. Затем, в 1831-1835 гг. окончил начальную и среднюю школу. Не имея средств, был вынужден зарабатывать различными способами, чтобы платить за обучение и проживание, в частности, занимаясь репетиторством.
После окончания средней школы Джованни Боско был принят в высшую семинарию в Турине. Здесь, под руководством св. Иосифа Кафассо, преподавателя и духовника, он достиг значительных успехов в науке и христианских добродетелях (1835-1841). 5 июня 1841 г. был рукоположен во священники. По совету своего наставника, вступил в Конвикт — род общежития для священников, чтобы углубить свои познания и духовную жизнь.
8 декабря 1841 г. он случайно повстречал 15-летнего юношу-сироту, совершенно опустошённого морально и без всяких средств. С этого дня он начал собирать одиноких подростков, учить их истинам веры, искать для них работу у честных людей. По воскресеньям же организовывал их досуг, а также приучал участвовать в св. Мессе и приступать к таинствам. Поскольку многие из таких подростков были бездомными, он старался найти для них крышу над головой. Так возникли его профессиональные школы с интернатами, которые быстро распространились по всему Пьемонту.
Этот апостол молодёжи признан одним из величайших педагогов в истории Церкви. Хорошо отдавая себе отчёт в том, что в одиночку ему не справиться с таким огромным делом, он основал две монашеские семьи: Благочестивое Общество св. Франциска Сальского для опеки над юношами — салезианцев (от латинизированной формы имени св. Франциска Сальского: Salesius) (1859) и общину Дочерей Марии Помощницы Верных для опеки над девушками (1872). Несмотря на чрезвычайную активность, св. Иоанн Боско находил время для молитвы и глубокой духовной жизни. Наделённый исключительными харизматическими дарованиями, оставался человеком смиренным и скромным. Считал себя незначительным орудием Божиим.
Он развернул широкую миссионерскую деятельность, посылая лучших своих духовных сынов и дочерей в Южную Америку. Сегодня эти две салезианские семьи трудятся на всех континентах, занимая одно из первых мест на поле миссионерской деятельности Церкви. В деле христианского воспитания св. Иоанн Боско создал целое направление под названием «опережающей системы», которая произвела подлинный переворот в современной ему педагогике.
Не меньшие заслуги принадлежат св. Иоанну Боско в сфере католической аскезы, которую он адаптировал к современным условиям и сделал доступной для самых широких кругов верных: освящение себя через сознательное выполнение обязанностей своего положения, совершенствование себя через освящённый труд. Пресвятая Дева Мария и св. Иосиф не шли в своей жизни путём чрезвычайных умерщвлений или многочасовой молитвы. Но всё, что совершали, они совершали во исполнение воли Божией, для Иисуса. И таким образом, все их поступки были актами поклонения и любви Божией. Именно эта простая и всем доступная салезианская аскеза вознесла к небесной славе Иоанна Боско, Микеле Руа, его преемника, Доминика Савио, его воспитанника, Алоизия Орионе, также из его воспитанников, Марию Доминику Маццарелло — соосновательницу общины Дочерей Марии Помощницы Верных, а также епископа Алоизия Версилья (Versiglia) и о. Калликста Караварио, миссионеров-мучеников, погибших в Китае (+25.02.1930).
Всё своё свободное время Иоанн Боско посвящал написанию статей и распространению хороших периодических изданий и книг. Поначалу свои издания он заказывал в туринских типографиях. С 1861 г. у него уже своя типография. Начал он с выпуска жизнеописаний святых юношей, чтобы дать своим воспитанникам конкретные живые примеры и образцы для подражания. С 1877 г. начал издавать месячник для всех друзей своего дела, «Салезианский Бюллетень», который выходит поныне. Полное собрание его сочинений включает 37 томов. Сверх того, оставил после себя обширную корреспонденцию.
Во время канонизационного процесса очевидцы в деталях описывали случаи исцеления слепых, глухих, хромых, парализованных, неизлечимо больных. Известен по крайней мере один факт воскрешения умершего. Иоанн Боско обладал чрезвычайно редким даже у святых даром биолокации, умножения орехов, каштанов и св. Причастия. Но самую большую известность принёс ему дар читать в совести людей, которым он пользовался почти что ежедневно, а также дар предсказывать будущее отдельных людей, своей общины, Италии и всей Церкви.
Св. Иоанн Боско скончался в 1888 г. Является покровителем молодёжи, молодых рабочих и ремесленников.
В иконографии св. Иоанн Боско изображается в священническом одеянии. Очень часто — в окружении молодёжи, которой посвятил всю свою жизнь.
Источник: ILG
СЛУЖБА ЧТЕНИЙ
Послание св. Иоанна Боско своим собратьям
Прежде всего, если мы действительно хотим подлинного добра для наших воспитанников и хотим приучить их исполнять свои задания, нам никогда не следует забывать о том, что мы представляем собой родителей этих дорогих нам юношей, которые являются предметом моих занятий, моих исследований, моего священнического служения, как и всей нашей салезианской конгрегации.
Сколько раз за время моей долгой карьеры, дорогие мои чада, я убеждался в этой великой истине: всегда гораздо легче рассердиться, чем потерпеть, грозить ребёнку, чем его убеждать! Я бы даже сказал, что легче для нашего нетерпения и гордыни наказывать наших упрямцев, чем их исправлять, перенося их с твёрдостью и кротостью.
Я вам рекомендую милосердную любовь, с которой св. Павел обращался с новообращёнными в христианскую веру, и ради которой ему нередко приходилось проливать слёзы и обращаться к ним с мольбами, когда они бывали непослушны и невосприимчивы к его призывам.
Избегайте всего, что могло бы навести на мысль, что мы действуем под влиянием страсти. Трудно, наказывая, сохранять спокойствие, необходимое для того, чтобы не воображали, будто бы мы действуем, чтобы подчеркнуть свой авторитет или же в силу вспыльчивости.
Мы должны относиться как к собственным детям к тем, над которыми осуществляем власть. Поставим себя на служение им, как Иисус пришел подчиняться, а не повелевать. Будем остерегаться всего, что могло бы выглядеть как желание превосходства, и не будем их превосходить, как только ради того, чтобы лучше им послужить.
Именно так Иисус вёл Себя со Своими Апостолами, терпеливо перенося их невежество, очерствелость и даже недостаток веры. Он обращался с грешниками любезно и дружелюбно, вызывая изумление у одних, возмущение у других, и у многих — надежду получить прощение Божие. Вот почему Он сказал нам учиться у Него кротости и смирению сердца.
Поскольку они наши дети, удалим всякий гнев, когда нам приходится исправлять их упущения, или хотя бы умерим его, чтобы он оставался приглушённым.
Никакого возбуждения в сердце, никакого презрения во взгляде, никаких оскорблений на устах. Сочувствие к настоящему, надежда на будущее: тогда вы будете истинными отцами и сможете их действительно исправить.
В особо серьёзных случаях лучше будет ввериться Богу, обратить к Нему акт смирения, нежели извергнуть ураган слов, которые только причиняют боль тем, кто их слышит, но не приносят ни малейшей пользы тем, кто их заслуживает.
Источник:La Liturgie des Heures, v. I, p. 1379, Paris 1980
Соборная молитва дня (Collecta)
Deus, qui beátum Ioánnem presbýterum
adulescéntium patrem et magístrum excitásti,
concéde, quæsumus, ut, eódem caritátis igne succénsi,
ánimas quærere tibíque soli servíre valeámus.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.
Боже, блаженного Иоанна священника
отцом и учителем юношей поставивший,
подай нам, просим, да той же любви огнём пылая,
сподобимся приобретать мы души, служа Тебе единому.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.
__________________________
Дополнительно можно посмотреть в нашей Библиотеке брошюру о. Альдо Джираудо «Пишу вам, молодые», написанную от лица Дона Боско.
Слава Иисусу Христу! Отец Анри благодарю Вас за Ваши публикации. Всегда с интересом их читаю и помещаю на нашем сайте. Спасибо Вам за помощь!
Главный редактор портала «Католический Крым»
Слава Христу навеки!
Спасибо и Вам за Вашу работу!
Бог в помощь!
Частичка мощей св. Иоанна Боско находится в Украине, во Львовской области, в г. Бориславе, в 2-х часах езды автобусом от Львова.
http://www.cerkvasviatyh-boryslav.org.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=3&Itemid=6
Большое спасибо за сообщение! У них там прямо филиал Царства Небесного! Здорово, правда?
С Богом!