Аргументация в моей заметке «Христианство и политика» выглядит противоречиво: сперва я подчёркиваю, что Христос не учил Своих учеников приёмам политической борьбы и вообще политической деятельности, а затем утверждаю, что нам, христианам, заниматься политикой необходимо под страхом omissione — неисполнения своего долга.
Постараюсь объясниться. Христос не учил Своих учеников активным политическим действиям хотя бы потому, что хорошо знал, с кем имеет дело: «все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада» (Мф 26,31). Овец не обучают сопротивлению волкам, овец охраняют. Христос, конечно, мог бы подобрать Себе других учеников, побоевитее, но Он пришёл спасти не самых мужественных и организованных среди нас; Он пришёл спасти нас всех, поэтому набрал, кого попало, и преобразил их, сделал этих людей и мужественными, и организованными: Вселенская Церковь, существующая уже двадцать веков, тому порукой. Поэтому наш путь — от овечьего послушания к ангельскому служению. И какая-то часть, очевидно, нами уже пройдена: раньше нас не упрекали в omissione, а теперь, как видим, упрекают.
Нет смысла спрашивать, какой процент из нас и на сколько шагов продвинулся по этому пути. Христианство не признаёт социометрических критериев. Хороши бы мы были, если бы спасались только по достижении статистического перевеса! — К счастью, для моего спасения не нужно дожидаться, пока число «продвинутых» вокруг меня достигнет какого-то порога. Довольно будет продвигаться самому. А продвигаюсь я настолько, насколько избегаю всякого греха, включая omissione.
Для чего Бог укрепляет наш дух, если не для борьбы со злом?
Вот именно. Думаю, так или иначе мы будем эту тему развивать.
«истреби зло из среды себя» — во Второзаконии несколько раз встречается эта строчка и «истреби зло от Израиля», тоже несколько раз. Вообще христианская жизнь и наше служение — это определенная политика, которая, по отношению к окружающим нас людям, заставляет как-то среагировать, и, возможно даже, поменять свой образ жизни. Наши взгляды на жизнь формирует христианство, и Сам Христос, призывает нас строить на прочном основании. Хотя если мы думаем что политика — это показаться по телевизору и сходить на митинг, или добиваться власти, или строить карьеру?! У каждого свои мотивы. Но тщеславие — это плохо. А вот если ты идешь защищать сироту, или обиженных людей, израненных жизнью, пускай они и политзаключенные, я считаю — это правильно, и не надо боятся, потому что совершенная любовь изгоняет страх. И потому участвуя в политике, христианину нужно задавать себе один вопрос, кто я в данной ситуации? И какие цели я преследую?
Да, разумеется, прежде, чем начинать действовать «снаружи», необходимо навести порядок у себя внутрни. Но и правильные внешние действия способствуют наведению такого порядка. Всё, как всегда, взаимосвязано.
Вот с этой позицией совершенно согласен. Спрашивайте себя постоянно, требуйте от себя ответа всё время! Ежечасно сверяйте свои пути. А защита сирот, обиженных и т.д. вовсе не требует участия в политике, однако. С политзаключёнными всё сложнее, ибо нет никакого единства в обществе, кто они и почему именно «полит-«? И ещё, не забывайте, что часто участие тех или иных особых мнений внутри Церкви ведёт к разного рода расколам. Вот никак бы не хотелось бы подыскивать себе течение по моим убеждениям внутри РПЦ! И не будет такого.
Пожалуй, я несколько шире трактую термин «политика». Не обязательно примыкать к какому-то течению, но добиваться общественного согласия по важным вопросам, относительно тех же политзаключённых, это и есть, по-моему, «политический долг» христианина. Как и защита сирот и обиженных.
А что вы подразумеваете под словом «политика»?
Ранее мне думалось, что «политика» — это род деятельности, а «общественная жизнь» — жизнь в обществе. Само словосочетание «общественная жизнь» мне кажется как «масло масленое», ведь человек живёт в общении себе подобных.
Немного бы уточнила — не только за политзаключенных надо болеть, но в целом добиваться настоящего ПРАВОСУДИЯ вместо нынешнего, абсолютно неправедного. Ведь в тюрьмах и СИЗО сидит множество неповинных, или не по тяжести совершенного осужденных (к примеру, наркоману, пагубным пристрастием уже обреченному на смерть, дают 7-9 лет за купленную дозу. При этом наркобароны «процветают», выкашивая население).
Да, безусловно. ОБ этом нужно молиться и заботиться настойчиво и постоянно.