В сегодняшней Службе чтений помещена проповедь о молите св. Иоанна Златоуста (Проповедь 6). В сети по-русски я ее не нашел, поэтому привожу в своем переводе с франко-польского (источники: Internetowa Liturgia Godzin и Les Services de la Liturgie catholique ):
«Молитва, беседа с Богом представляет собой наивысшее благо. Ибо она – источник общения с Богом и единения с Ним. Подобно тому, как телесные очи, взирая на свет, просвещаются, так и душа, устремленная к Богу, просвещается Его невыразимым светом. Речь идет, очевидно, не о молитве, которую совершают просто по привычке, но о такой, которая проистекает из глубины сердца, которая не ограничивается определенным часом, но длится неустанно, как днем, так и ночью.
Ибо мысль наша должна устремляться к Богу не только в час молитвенного сосредоточения, но равно и тогда, когда мы предаемся внешним занятиям, как попечению над бедными, уходу за больными, либо когда совершаем иные дела милосердия. Также и тогда следует нам вплетать в наши мысли желание Бога и память о Нем, чтобы все, что мы делаем, как изысканное блюдо, приправлялось солью Божьей любви и становилось приятным угощением для Господа вселенной. Если такой молитве мы будем посвящать большую часть нашего времени, то в течение всей нашей жизни будем пользоваться тем великим прибытком, какой из нее вытекает.
Молитва это свет души, истинное познание Бога, посредница между Богом и людьми. Охваченная молитвой душа человека возносится на вершины небес и объемлет Бога в невыразимом объятии; в жажде небесного молока, она взывает со слезами, как младенец просит молока у своей матери. Выражает она свои глубокие желания, а получает дары, превосходящие всякую видимую реальность.
Молитва, могущественная посланница пред Богом, радует человеческую душу, утоляет ее тревогу. Не воображай, однако, что говоря о молитве, я говорю о словах. Молитва это порыв к Богу, неизреченная любовь, которая не происходит от людей и о которой Апостол говорит: «Мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим 8,26).
Если Господь удостоит кого-либо дара такой молитвы, тот будет обладать сокровищем и пищею небесной, насыщающей душу. Тот, кто ее вкусит, воспылает, как пламенем, вечным желанием Бога, охватившим его сердце.
Предаваясь искренней молитве, убери свое жилище в кротость и смирение, освети его светом праведности. Покрой его добрыми делами, как сияющей кровлей, укрась не тесаными камнями и мозаикой, но верой и великодушием. А надо всем этим помести молитву, как венец всего здания, которое возводишь ты для Господа, как совершенную обитель. В этих блистательных царских покоях ты примешь Того, образ Которого, благодаря Его благодати, уже несешь в святилище твоей души».
Не раз уже, читая и восхищаясь подобными текстами, я задавался горестным вопросом: да где же взять такую молитву? Почему они пишут только о том, как она хороша и необходима для души, а не пишут, как ее достичь, как выработать, какие применять для этого приемы? — Ну, вот, как йоги, например: начни с дыхания, с диеты, с позы тела…
Лишь постепенно стало доходить, что нету никаких приемов, никакой методики… Молитва это не навык, и не помогут никакие упражнения и ухищрения. Молитва это не грант, и не помогут никакие приемы «грантологии» или как там его, «файндрайзинга»…
Молитва это дар, а дар невозможно ни выработать, ни заработать. Дар можно только выпросить.
Поэтому нам следует всего лишь не лениться, но молиться и молиться, не дожидаясь ни особенного вдохновения, ни особенного просвещения; молиться днем, молиться ночью, молиться на работе и на отдыхе, дома и на пути, садясь и вставая…
Молиться? Но о чем? — О даре молитвы, о чем же еще!