СО СВЯТЫМИ КО СПАСЕНИЮ: Усекновение главы святого Иоанна Крестителя

29 августа
ПАМЯТЬ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ СВ. ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

Св. Иоанн Креститель, или Иоанн Предтеча, был единственным сыном священника Захарии и его жены Ели­саветы, родственницы Пресвятой Девы Марии. О его чудесном рождении и посланничестве возвестил Заха­рии св. Архангел Гавриил, когда Захария совершал в Иерусалимском храме своё священническое служение. До момента рождения ребёнка Захария оставался немым за то, что не поверил словам Архангела. Речь к нему вернулась, когда ребёнку давали имя. Иоанн родился за шесть месяцев до Рождества Иисуса Христа. Тради­ция передаёт, что местом его рождения было местечко Эйн-Карем, ок. 7 км на запад от Иерусалима.

Очень рано, может, уже с детства, Иоанн поселился в пустыне. В пятнадцатый год царствования кесаря Тиве­рия он приступил к своей миссии предтечи и провозвестника Спасителя. Он проповедовал в пустыне над Иорданом, в Вифании, позже в Аиноне неподалёку от Салима. Появление Иоанна и его слово широко отозва­лись по всей Палестине и в соседних странах. Это было вызвано вестью, что ожидаемый Спаситель уже пришёл на землю. Иоанн проводил покаянный и отшельнический образ жизни. Крестил собиравшиеся к нему толпы. Окрестил и Самого Господа Иисуса Христа, Которого встречал неоднократно и котором засвиде­тельствовал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1,29).

Заинтересовался Иоанном также властитель Галилеи Ирод II Антипа. Возможно, что Иоанн сам явился к нему, чтобы сказать прямо в глаза: «Не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк 6,18). Разгневанный властитель велел его арестовать и заключить в крепость Махеронт. Во время пира по случаю своего дня ро­ждения, пьяный Ирод с клятвой обещал дочери Иродиады, Саломее, дать ей в награду за её танец всё, что она попросит. Саломея, по наущению своей матери, потребовала головы Иоанна Крестителя. Ирод послал палача, и святому Иоанну Предтече отсекли голову. Так погиб последний пророк Ветхого Завета.

Иоанн Креститель — единственный святой, память которого Церковь отмечает двукратно в течение года: 24 июня справляется его рождество, и 29 августа отмечается память его мученической смерти.

Источник: ILG

СЛУЖБА ЧТЕНИЙ

Проповедь св. Бéды Достопочтенного
(Проповедь 23)

Провозвестник рождения и смерти Христа

Святой предтеча рождения, проповеди и смерти Господа явил (в момент своей смерти) отвагу, достойную привлечь взор Бога. Как говорится в Писании: «Хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия» (Прем 3,4). Мы справедливо с радостью справляем рождение для неба того, который сам освятил этот день своим страданием и украсил его пурпуром собственной крови; и мы в духовной радости по­читаем память этого человека, который запечатлел печатью собственного мученичества свидетельство, кото­рое приносил он Господу.

Нет никакого сомнения в том, что св. Иоанн Креститель претерпел заключение в темницу ради нашего Иску­пителя, Которому он предшествовал посредством своего свидетельства, и что это за Него он отдал свою жизнь. Ибо хотя гонитель его не требовал от него отречься от Христа, но лишь молчать об истине, он, тем не менее, умер за Христа. Действительно, Христос говорит о Себе: «Я есмь истина» (Ин 14,6). И поскольку Иоанн про­лил свою кровь за истину, он её пролил за Христа. Рождаясь, Иоанн засвидетельствовал, что Христу предсто­ит родиться; проповедуя, он свидетельствовал, что Христос будет проповедовать; крестя, что Он будет кре­стить. И первым претерпев страдания, он выразил, что и Христу придётся пострадать.~

Сей столь великий муж достиг предела своей жизни, излив свою кровь после долгого и тягостного заключе­ния. Тот, который возвещал благую весть о свободе мира, сходящего свыше, был брошен в темницу нечестив­цами. Во тьму подземелья заключён был тот, который пришёл свидетельствовать о свете и который удостоил­ся названия света от Самого Света, Который есть Христос. ~ Своею собственною кровью крещён был тот, кото­рому дано было крестить Искупителя мира, услышать глас Отца, обращённый ко Христу, и увидеть нисходя­щую на Него благодать Святого Духа. Но людям, подобным ему, не тяжело, напротив, им представляется лёг­ким и желанным претерпевать за истину временные муки, за которые назначена награда вечной радости. Предпочитая смерть, которая так или иначе неизбежна по природе, они принимали её, исповедуя имя Хри­стово, и получали таким образом пальму жизни вечной. Хорошо сказал о том Апостол: «Вам дано ради Хри­ста не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп 1,29). Страдать за Христа это Его дар для Своих избранных, ибо, как Апостол пишет в другом месте: «Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим 8,18).

Источник: La Liturgie des Heures, v. 4, p. 964, Paris 1980

Соборная молитва дня (Collecta)

Deus, qui beátum Ioánnem Baptístam
et nascéntis et moriéntis Fílii tui Præcursórem esse voluísti,
concéde, ut, sicut ille veritátis et iustítiæ martyr occúbuit,
ita et nos pro tuæ confessióne doctrínæ strénue certémus.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.

[Перевод:
Боже, блаженному Иоанну Крестителю
и в рождении, и в смерти Сына Твоего Предтечей быть благоволивший,
даруй, да как он принял мученичество за истину и справедливость,
так же и мы за истины Твоей исповедание усердно подвизаемся.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Духа Святого,
Бог во все веки веков. Аминь.]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *