22 августа
ПАМЯТЬ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ — ЦАРИЦЫ НЕБА И ЗЕМЛИ
Литургическая память Пресвятой Девы Марии Царицы была установлена Папой Пием XII в энциклике Ad Cæli Reginam («Царице Небесной»), опубликованной 11 октября 1954 г., в столетнюю годовщину провозглашения догмата о Непорочном Зачатии Пресвятой Девы Марии. Об установлении такого праздники уже на I Ватиканском соборе просили епископы Франции и Испании. Первый французский Национальный Богородичный Конгресс, проходивший в Лионе в 1900 г., возобновил эту просьбу. К ней присоединились и международные Богородичные конгрессы, проходившие во Фрибурге (1902) и Айнсидельне (Einsiedeln) (1904). С 1923 г. возникло особое движение Pro regalitate Mariæ («За воцарение Пресвятой Девы Марии»). Поначалу память Пресвятой Девы Марии Царицы справлялась 31 мая, но затем, в результате пособорной литургической реформы, она была перенесена на октаву торжества Взятия в Небо Пресвятой Богородицы — 22 августа. Именно об этом событии — венчании Пресвятой Девы Марии небесной славой — мы вспоминаем в 5-й тайне славных тайн св. Розария.
Текстов, напрямую указывающих на царское достоинство Пресвятой Богородицы, Священное Писание не содержит. Однако там имеются тексты, косвенно подтверждающие эту истину. В райском саду звучит заповедь о Жене, Которая поразит голову змея (Быт 3,15). Архангел Гавриил и св. Елизавета взывают к Деве Марии: «Благословенна Ты между жёнами» (Лк 1,28.43), что значит: Ты первая среди всех женщин на земле. Сама же Пресвятая Дева Мария в пророческом вдохновении произносит о Себе следующие слова: «Отныне будут благословлять Меня все роды» (Лк 1,48). Дева Мария происходила из царского рода Давида. В Новом Завете царственное происхождение Иисуса подчёркивается очень часто (Мф 22,41-46; Мк 12,35-37; Лк 20,41-44; Рим 1,3; 15,12; 2 Тим 2,8; Откр 22,12 и др.). В Откровении говорится также: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звёзд» (Откр 12,1). Эта Жена, согласно традиции Церкви, и есть Пресвятая Дева Мария.
Другим источником нашей веры является устное предание, которое выражается в обычном научании Церкви и писаниях её Отцов. Здесь мы имеем уже прямые свидетельства, причём в очень большом количестве. Св. Ефрем (+373) уже 1600 лет назад писал о Пресвятой Деве Марии: «Дева досточтимая, Царица и Госпожа»; «После Троицы Она всем Госпожа»; «Она Госпожа всех смертных»; а самого себя он называет «слугой Пресвятой Девы Марии». Св. Пётр Хризолог (+451), Учитель Церкви, называет Матерь Господа «Госпожой» (Domina). В древней терминологии это слово означало достоинство владычицы и царицы. Св. Ильдефонс, епископ Толедо (+669), называет Деву Марию не только Госпожой, но и «владычествующей над всеми людьми». И по этому поводу произносит прекрасные слова: «Я стал слугой Твоим, ибо Ты стала Матерью моего Создателя». Св. Герман, Патриарх Константинопольский (+732), называет Деву Марию «Царицей всех жителей земли», св. Иоанн Дамаскин (+749) — «Царицей рода человеческого», «Царицей всех людей» и «Владычицей всего творения».
Всеобщую веру в то, что Пресвятая Дева Мария является Царицей неба и земли, выражает также христианская иконография, которая с древнейших времён изображает Пресвятую Богородицу на престоле, в царском венце. Такой способ изображения Пресвятой Девы Марии встречается в катакомбах уже с III в. На византийских иконах начиная с VI в. Матерь Божия всегда изображается на троне. Такого рода образы, а в дальнейшем и статуи, носили название Basilissa, что значит: «Царица». Для того, чтобы подчеркнуть, что Дева Мария является также Царицей ангелов, Её часто изображают в их окружении. На раннесредневековых образах ангелы держат царский венец над Её головой. Такого рода образы носят греческое название Panaghia angheloktistos. С Х в. общим обычаем становится изображать Матерь Божию на троне и в короне, в царских облачениях, и даже сидящей одесную Христа. С XIV в. излюбленным сюжетом художников становится сцена венчания (коронации) Девы Марии Господом Иисусом или также Богом-Отцом.
В VIII в. в качестве одной из форм борьбы с иконоборчеством возник обычай частной коронации образов и статуй Матери Божией, особенно прославленных выдающимися милостями. В 732 г. Папа св. Григорий III короновал образ Матери Божией венцами из чистого золота с бриллиантами. Папа Григорий IV в 838 г. пожертвовал Матери Божией подобный венец в церкви св. Калликста в Риме. С XVII в. этот обычай был официально утверждён Апостольским Престолом. Поначалу это относилось только к образам, находившимся в Италии, однако вскоре он распространился на весь мир. Первым образом, удостоенным папской коронации, был образ Матери Божией в ризнице базилики св. Петра в Риме (1631). В Польше первым такой чести удостоился образ Матери Божией Милостивой (Matki Bożej Łaskawej) в Варшаве (1651), а затем образ Матери Божией Ченстоховской в 1717 г.
К наиболее древним и распространённым молитвам Церкви относятся Богородичные молитвы «Под Твою милость» (Sub tuum præsidium) и «Славься, Царица» (Salve Regina), а также Лоретанская литания, в последних воззваниях которой Матерь Божия восхваляется как Царица.
Этот титул подчёркивается и в документах II Ватиканского собора, особенно в Догматической Конституции о Церкви Lumen gentium:
«Непорочная Дева, сохранённая непричастной всякой скверне первородного греха, завершив путь земной жизни, телом и душою взята была в небесную славу, и превознесена Господом как Царица вселенной, чтобы полнее уподобиться Своему Сыну, Господу господствующих (ср. Откр 19, 16) и Победителю греха и смерти» (LG 59).
Титул Царицы подчёркивает положение Девы Марии в эти последние времена как Той, Которая пребывает рядом со Своим Сыном, Царём славы. Так исполнились слова гимна «Магнификат»: «Отныне будут благословлять Меня все роды, ибо сотворил Мне величие Сильный» (Лк 1,48-49). Пресвятая Дева Мария принимает участие во славе Христа Воскресшего, ибо принимала участие в Его спасительном деле. Она Его Матерь, Она носила Его в Своём пречистом лоне, родила Его, воспитывала, неустанно сопровождала Его во время Его проповеди — даже до креста, а затем до горницы в день Пятидесятницы.
Дева Мария не является Царицей абсолютной, наивысшей и единственной. Над Нею Бог, и только Он имеет абсолютное право на этот титул. Поэтому мы называем Деву Марию Царицей исключительно ради Её Сына. Достоинство Богоматеринства возносит Её превыше всего творения, делает Её Царицей ангелов и всех святых, Царицей неба и земли. Царственность Девы Марии заимствованная. Только Бог является наивысшим и единственным Владыкой. Власть Пресвятой Девы Марии это власть почётная и вверенная, Она исполняет на земле роль Правительницы.
Источник: ILG
Соборная молитва дня (Collecta)
Deus, qui Fílii tui Genetrícem, nostram constituísti matrem atque regínam,
concéde propítius, ut, ipsíus intercessióne suffúlti,
tuórum in regno cælésti consequámur glóriam filiórum.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.
[Перевод:
Боже, Который Сына Твоего Родительницу нашей поставил Матерью и Царицей,
милостиво даруй, да, Её предстательством поддержанные,
славы сыновства Твоего в Царстве Небесном достигнем.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Духа Святого,
Бог во все веки веков. Аминь.]