25 июля
ПРАЗДНИК СВ. ИАКОВА, АПОСТОЛА
Имя «Иаков» носило двое Апостолов. Для различения их называют «Больший» и «Меньший» либо «Старший» и «Младший». При этом, вероятно, не имелся в виду их возраст, но порядок вступления в апостольскую группу. Это различение употребляет уже св. Марк (Мк 15,40). Имя «Иаков» происходит от еврейского skeb, что значит «пята». Согласно первой Книге Моисея, когда Иаков, внук Авраама, рождался на свет, он держался за пятку своего брата-близнеца Исава (Быт 25,26).
Св. Иаков Старший в списке Апостолов упоминается всегда раньше другого Иакова. Он был призван Иисусом вместе со своим братом Иоанном одним из первых среди учеников (Мф 4,21-22): свв. Матфей и Лука упоминают его на третьем месте, а св. Марк на втором. Иаков и его брат Иоанн были сыновьями Зеведея; они были рыбаками и жили на берегу Тивериадского озера. Точного названия места Евангелия не упоминают. Возможно, они происходили из Вифсаиды, как свв. Пётр, Андрей и Филипп (Ин 1,44), ибо мы видим их вместе на ловле рыбы. Св. Лука, похоже, прямо указывает на это, говоря, что Иаков и Иоанн были «товарищами Симону» (Петру) (Лк 5,10). Матерью Иоанна и Иакова была Саломея, которая относилась к числу вернейших спутниц в странствиях Господа Иисуса (Мк 15,40; Мф 27,56).
Иаков был призван в число учеников Христа уже на берегу реки Иордан, ибо там мы встречаем его брата Иоанна (Ин 1,37). Однако Иисус призвал его во второй раз во время ловли рыбы. Об этом упоминает св. Лука (Лк 5,1-11), прибавляя новую деталь: что это произошло после первого чудесного улова рыбы.
Иаков вместе с Петром и Иоанном принадлежал к числу ближайших учеников Господа Иисуса, бывших свидетелями воскресения дочери Иаира (Мк 5,37; Лк 8,31), преображения Господня на горе Фавор (отсюда слово «фавориты») (Мф 17,1 слл.; Мк 9,1 слл.; Лк 9,28 слл.), а также молитвы в саду Гефсиманском (Мф 26,37). Живая натура Иакова и Иоанна побудила Господа Иисуса назвать их «сынами грома» (Мк 3,17). Ведь они хотели низвести огонь с неба на одно село в Самарии, где их не приняли (Лк 9,55-56). Иаков был среди тех учеников, которые отдельно спрашивали Иисуса, когда наступит конец света (Мк 13,3-4). Был он и свидетелем второго чудесного улова рыбы уже после воскресения Христова, когда Господь поставил Петра главой и пастырем Своей овчарни (Ин 21,2). Всего Евангелия упоминают Иакова Старшего 18 раз, что в совокупности составляет 31 стих. В сравнении с остальными Апостолами, кроме Петра, это очень много.
В Деяниях Апостолов св. Иаков упоминается 2 раза: в общем списке Апостолов (Деян 1,13) и в сообщении о его мученической смерти (причём никаких сведений о кончине других Апостолов Священное Писание не содержит. — А. М.). Св. Лука пишет об этом так: «В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом» (Деян 12,1-2). Иаков был казнён в 44 г. без всякого суда — очевидно, для того, чтобы не напоминать людям о суде над Христом и не вызвать тем самым какой-либо нежелательной для властей реакции. Безусловно, с той же целью Иакова не предали публичной казни через побиение камнями, но отсекли голову в темнице. Евсевий Кесарийский, первый историк Церкви (IV в.), пишет, что св. Иаков поцеловал своего палача и так его этим тронул, что палач тоже исповедал себя христианином и был за это тут же подвергнут мученической смерти. Иаков оказался первым среди Апостолов и вторым, после св. Стефана, среди учеников Господних мучеником Церкви (в соответствии с предсказанием Христа — Мк 10,39).
В средневековье возникла легенда, якобы св. Иаков, прежде, чем стал епископом Иерусалима, сразу после Сошествия Святого Духа отправился в Испанию. Эта традиция возникла из-за того, что в VII в. туда были доставлены мощи св. Иакова, который является первым покровителем Испании и Португалии. Неизвестно, посещал ли он при жизни Иберийский полуостров, но достоверно известно, что он был первым епископом Иерусалима.
Реликвии святого, доставленные поначалу в испанский город Ириа, были затем утрачены и обретены только в IX веке местным епископом на поле, куда привела его чудесная звезда. Слово «Компостела» происходит от латинского campus stellæ («поле звезды»), испанское слово Santiago означает «святой Иаков», откуда и сложилось нынешнее название места — Сантьяго де Компостела. Здесь доныне сохраняется могила св. Иакова. В Средние Века Сантьяго де Компостела был третьим после Святой Земли с Иерусалимом и Рима центром паломничества во Вселенской Церкви. Значение важнейшего паломнического центра Сантьяго де Компостела сохраняет до сегодняшнего дня. В генуэзском кафедральном соборе можно видеть художественно выполненный реликварий, содержащий руку св. Иакова, который в редких случаях выставляется для почитания и обозрения.
Являясь покровителем Испании и Португалии, св. Иаков, кроме того, покровитель рыцарских орденов, сражавшихся с исламскими завоевателями, колпачников, приютов для умирающих, больниц, шляпников, паломников, сирот.
В иконографии изображается как старец крепкого телосложения, в длинной тунике и в плаще, либо в виде паломника в мягкой шляпе с широкими полями. Его атрибуты: мех для воды, посох пилигрима, книга, меч, раковина, сума, турецкий тюрбан, свиток.
Источник: ILG
Соборная молитва (Collecta)
Omnípotens sempitérne Deus,
qui Apostolórum tuórum primítias beáti Iacóbi sánguine dedicásti,
da, quæsumus, Ecclésiæ tuæ ipsíus confessióne firmári,
et iúgiter patrocíniis confovéri.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.
[Перевод:
Всемогущий и всевечный Боже,
Апостолов Твоих начатки кровью блаженного Иакова освятивший,
дай, просим, Твоей Церкви укрепляться его исповеданием
и непрестанно утешаться покровительством.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.]