СО СВЯТЫМИ КО СПАСЕНИЮ: Св. Бонавентура

15 июля
ПАМЯТЬ СВ. БОНАВЕНТУРЫ, ЕПИСКОПА И УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ


Джованни ди Фиданца, в монашестве Бонавентура, родился ок. 1218 г. в Ба­ньо­реджо под Витербо. Его отец был врачом. Ребёнком он был столь слабого здоровья, что родители опасались за его жизнь. И тогда благочестивая мать принесла обет, что посвятит сына на служение Богу, если он выживет. Имеются сведения, что ребёнка приносили ко св. Франциску Ассизскому, который, уви­дев его, во вдохновении произнёс: O, buona ventura!— что значит: «О, счастливые роды!».

Начальное обучение прошёл в монастыре миноритов в своём родном городке. По окон­чании школы отправился в Париж, в уни­верситет, где изучал фи­ло­со­фию и богословие (1242-1248). Здесь он, в возрасте 25 лет, вступил во фран­цисканский орден, и полу­чил монашеское имя Бонавентура — от слов, кото­рыми его много лет назад приветствовал св. Франциск. После новициата продол­жил обучение в университете под руководством знаменитых фран­цис­кан­с­ких богословов: Александра из Галле, Иоанна из Ла Ро­шели и Виль­гель­ма из Оверни. Получив степень магистра, продолжал обучение ещё три года (1248-1251), и одновременно препо­давал Священное Писание и «Сентенции» Петра Ломбардского. В то же время он вёл словесный и письменный «пое­ди­нок» с Вильгельмом из Сент-Амура и с Иоанном из Йорка, защищая ни­щен­с­т­ву­ющие ордена (францисканцев и доминиканцев). К тому же периоду отно­сит­ся его самый выдающийся труд о Пресвятой Троице. Бонавентура зани­мал­ся также философскими проблема­ми человеческого поз­нания. В этом вопросе он отошёл от Аристотеля и св. Фомы Аквинского и сблизился со взглядами Платона и св. Августина. Именно в это время он опубликовал ряд трактатов, содержащих синтез его философской и богословской мысли.


Следующие годы Бонавентура провёл в различных францисканских монастырях в качестве пре­по­да­вателя. Слушателей он при­влекал необычайными познаниями, святостью и организаторским даром, и потому вскоре на генеральном капитуле ордена 2 февраля 1257 г. был избран генеральным нас­тоятелем ордена, когда ему было только 39 лет. Этот выбор оказался для молодого ордена про­виденциальным. Орден переживал тогда трудные времена, ибо в нём возникли две фракции, люто враждующие между собой: «ревнители», которые выступали за сохранение первоначального устава своего основателя — св. Франциска, и сторонники более мягкого устава, соблюдать который могли бы не только исключительные личности, но и обычные члены ордена. Эта враж­да могла привести к распаду ордена. Бонавентура сумел избрать «золотую середину», а своим мудрым управлением дал жизни ор­дена правильное направление. У ордена имелись также многочисленные внешние враги, которых возмущали многочисленные привилегии, полученные орденом от Апостольского Престола. В качества настоятеля, Бонавентура умел защищать свой орден. За 16 лет управления (1257-1273) он обеспечил своему ордену небывалый расцвет. В 1260 г. он составил первые конституции ордена, как толкование устава св. Франциска, прекратив тем самым многочисленные его интерпретации. Его резиденцией был монастырь в Париже, однако редко оставался на одном месте, поскольку ему приходилось совершать постоянные инспекторские поездки (ви­зитации): в Англию (1258 и 1265), во Фландрию, что значит в нынешнюю Бельгию и Голландию (125…), в Германию и в Испанию (1264) и в Италию (1262-1272). В силу всех этих заслуг его прозвали «вторым основателем ордена».

Обладал удивительной способностью сочетать деятельную общественную жизнь с глубокой внутренней жизнью. Испытывал глу­бокое благоговение ко Страстям Господним и слагал в их честь прекраснейшие стихи. Его слава достигла папского двора, и в 1273 г. Папа Григорий Х назначил его кардиналом-епископом Альбано под Римом. Папская делегация с вестью о назначении застала генерального настоятеля ордена за мытьём посуды в монастырской кухне. Бонавентуре пришлось отказаться от обязанностей ге­нерального настоятеля и посвятить себя исключительно общественным делам. Он сопровождал Папу в его поездке в Муджелло ок. Флоренции, а в ноябре 1273 г. отправился в Лион на Вселенский собор, где был отмечен высокой честью произнести слово на открытие собора. Бонавентура был счастлив, что на соборе удалось заключить унию с Греческой Церковью, но эта уния продолжа­лась недолго.

Основная тяжесть трудов по подготовке собора легла на плечи Бонавентуры. Изнурённый этими трудами, он скончался 15 июля 1274 г. во время заседаний собора в Лионе. В погребении принимал участие Папа и все отцы собора в числе 500 епископов и ок. 1000 прелатов и богословов. Погребение оказалось поистине королевским. Папа произнёс похвальное слово в его честь. Его тело было помещено сначала в ризнице церкви св. Франциска, а в 1450 г. в новопостроенном святилище. При перезахоронении обнару­жилось, что язык св. Бонавентуры оставался красным и совершенно не затронутым распадом. Это было знаком исключительного дара слова, присущего св. Бонавентуре. Хронисты отмечали, что в тот день множество больных и калек обрели исцеление.

Св. Бонавентура является одним из самых выдающихся богословов Средневековья. После него осталось множество трактатов и бо­гословских трудов, а также конституции, богословские комментарии, 440 проповедей и много другого. Бонавентура создал соб­ственную богословскую школу. К лучшим его произведениям относятся: Lignum vitæ («Древо жизни»), Itinerarium mentis in Deum («Путь души к Богу»), а также Illuminationes Ecclesiæ («Сияние Церкви»). К лику святых Бонавентуру причислил Папа Сикст IV в 1482 г., а Сикст V прозгласил его Учителем Церкви (1588). Св. Бонавентура является покровителем францисканцев, ма­терей, ожидающих потомства, детей, работников и богословов.

В иконографии изображается во францисканском хабите с епископским наперсным крестом или в кардинальском убранстве; в ка­честве богослова — над пюпитром. Его атрибуты: ангел, несущий ему митру, кардинальская шляпа в руках у ангела либо лежащая у ног, книга, крест в руках, древо Святого Креста (аллюзия на трактат Lignum vitæ), свиток.

Источник: ILG

СЛУЖБА ЧТЕНИЙ

Из трактата «ПУТЬ ДУШИ К БОГУ» св. Бонавентуры

Христос это путь и дверь, лестница и колесница, Он покров, возложенный на ковчег Божий, и «тайна, сокрытая от века» (Кол 1,26).

Кто решительно и всецело обращает свои глаза ко Христу, взирая на Него, висящего на кресте, с верою, надеждой и любовью, благоговением, изумлением, восхищением, благодарностью, хвалой и славословием, тот справляет Пасху вместе с Ним, что значит, пускается в путь, чтобы пересечь Красное море благодаря жезлу креста. По­кидая Египет, он вступает в пустыню, чтобы вкушать там сокрытую манну и покоить­ся вместе со Христом в могиле, наружно как мёртвый, но переживая, насколько это позволяет со­стояние странника, то, что было сказано на кресте разбойнику, распя­тому вместе со Христом: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23,43).

При этом переходе, если кто хочет быть совершенным, должен оставить всякие ум­ственные рассуждения. Все его желания долж­ны быть сориентированы на Бога и в Нем преображены. Вот тайна тайн, которой не знает никто, кроме того, кто её по­лучает, кото­рой не получает никто, кроме того, кто её желает, и которой никто не же­лает, кроме того, кто в самой своей глубине воспламенён Духом Святым, Которого Христос послал на землю. Вот почему Апостол говорит, что эта таинственная муд­рость открыта Духом Святым.

Если хочешь понять, как это происходит, вопрошай благодать, а не знание, твою глу­бокую жажду, а не рассудок, воздыхания тво­ей молитвы, а не страсть к чтению. Воп­ро­шай Жениха, а не преподавателя, Бога, а не человека, тайну, а не очевид­ность, не то, что сияет, но тот огонь, который охватывает всё существо и с невыразимым жа­ром и отрадой погружает его в Бога. Этот огонь на деле есть Сам Бог, а его гор­нило — Иерусалим. Это Христос его запалил пылающим жаром Своих Страстей. И толь­ко тот может его вос­принять, кто говорит вместе с Иовом: «Душа моя избрала казнь, и кости мои — смерть». Тот, кто любит эту крестную смерть, мо­жет видеть Бога; ибо не оставляет ни малейшего сомнения слово истины: «Человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх 33,20).

Умрём же, войдём во тьму, приведём к молчанию наши заботы, наши вожделе­ния и наше воображение. Перейдём вместе с распя­тым Христом из этого мира к Отцу. И когда Отец явит Себя, скажем вместе с Филиппом: «Довольно для нас» (Ин 14,8); услышим вместе с Павлом: «Довольно для тебя благодати Моей» (2 Кор 12,9); воскликнем, ликуя, вместе с Давидом: «Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек. Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! И да ска­жет весь народ: аминь! Аллилуия!» (Пс 72,26; 105,48).

Источник: La Liturgie des Heures, v. 3, p. 1159, Paris 1980

Соборная молитва дня (Collecta)

Da, quæsumus, omnípotens Deus,
ut, beáti Bonaventúræ epíscopi natalícia celebrántes,
et ipsíus proficiámus eruditióne præclára,
et caritátis ardórem iúgiter æmulému.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.

[Перевод:
Дай, просим, Боже всемогущий,
да, празднуя блаженного епископа Бонавентуры рождение для неба,
в его учении преславном преуспеваем
и пламени его любви мы непрестанно подражаем.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Духа Святого,
Бог во все веки веков. Аминь.
]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *