30 июня
Воспоминание свв. Первомучеников Святой Римской Церкви
Из всех городов, больше всего мучеников претерпело смерть и погребено в Риме. В первые 300 лет христианства именно здесь издавались декреты о гонениях и здесь они тщательно исполнялись. Церкви и часовни Рима укрывают под своей сенью многие сотни их святых останков. Одних только Пап, отдавших свою жизнь за веру, насчитывается около тридцати.
Первое преследование, развязанное императором Нероном в 64-67 гг., явилось великой неожиданностью: прежде ничего подобного равнодушно-толерантная ко всяким верованиям Римская империя не знала. Точное число погибших установить не удаётся, никто не вёл им счёта, однако достоверно, что было их очень много, несколько тысяч. Изощрёнными истязаниями и пытками Нерон хотел доказать вину христиан в пожаре Рима, который, как полагают, сам же и устроил, желая построить на пепелище старого города новую прекрасную столицу. Массовыми казнями христиан он стремился отвести от себя возмущение римского народа, пострадавшего от пожара, и это ему на время удалось: ярость толпы обратилась на христиан. Чтобы почтить многочисленных безымянных мучеников за веру, в новом литургическом календаре в 1969 г. было установлено воспоминание святых Первомучеников Римской Церкви. Оно связано с торжеством свв. Апостолов Петра и Павла, которое справляется накануне, ибо святые Апостолы пали жертвой именно этого преследования. Выдающийся римский историк Тацит, который считал христиан сектой и не скрывал своей к ним неприязни и презрения, писал об этом так:
«Вслед за тем [в 64 г.] разразилось ужасное бедствие, случайное или подстроенное умыслом принцепса — не установлено (и то и другое мнение имеет опору в источниках), но во всяком случае самое страшное и беспощадное изо всех, какие довелось претерпеть этому городу от неистовства пламени. Начало ему было положено в той части цирка, которая примыкает к холмам Палатину и Целию (…). И никто не решался принимать меры предосторожности, чтобы обезопасить свое жилище, вследствие угроз тех, кто запрещал бороться с пожаром; а были и такие, которые открыто кидали в еще не тронутые огнем дома горящие факелы, крича, что они выполняют приказ, либо для того, чтобы беспрепятственно грабить, либо и в самом деле послушные чужой воле. (…)
Огонь поглотил и Палатинский дворец, и дворец Нерона, и все, что было вокруг. Идя навстречу изгнанному пожаром и оставшемуся без крова народу, он открыл для него Марсово поле, все связанные с именем Агриппы сооружения, а также свои собственные сады и, кроме того, спешно возвел строения, чтобы разместить в них толпы обездоленных погорельцев. Из Остии и ближних муниципиев было доставлено продовольствие, и цена на зерно снижена до трех сестерциев. Принятые ради снискания народного расположения, эти мероприятия не достигли, однако, поставленной цели, так как распространился слух, будто в то самое время, когда Рим был объят пламенем, Нерон поднялся на дворцовую сцену и стал петь о гибели Трои, сравнивая постигшее Рим несчастье с бедствиями давних времен. (…)
Ни средствами человеческими, ни щедротами принцепса, ни обращением за содействием к божествам невозможно было пресечь бесчестящую его молву, что пожар был устроен по его приказанию, и вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех (…), кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме (…). Сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте (…). Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения» («Анналы», XV,38.39.44).
Тацит пишет также, что казнимых было «великое множество» и что «эти жестокости пробуждали сострадание к ним, ибо казалось, что их истребляют не в видах общественной пользы, а вследствие кровожадности одного Нерона» (там же, 44).
Церковь склоняется ныне над гробами тех, кто при её началах, во время римских гонений, принесли в жертву свою жизнь за веру.
Источник: ILG
Соборная молитва дня (Collecta)
Deus, qui Románæ Ecclésiæ
copiósa primórdia mártyrum sánguine consecrásti,
concéde, quæsumus,
ut firma virtúte de tanti agóne certáminis solidémur,
et pia semper victória gaudeámus.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.
[Перевод:
Боже, Римской Церкви начала обильною кровью мучеников освятивший,
даруй, мы просим, да в ристалищах укрепимся такою же добродетелью,
и достойной победе всегда будем радоваться.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Духа Святого,
Бог во все веки веков. Аминь.]