24 июня
ТОРЖЕСТВО РОЖДЕСТВА СВ. ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ
Имя «Иоанн» еврейского происхождения и означает оно «Бог милостив». Иоанн Креститель родился в Иудее, вероятно, в лежащем примерно в семи км на запад от Иерусалима городке Аин Карим, согласно древней традиции, о которой впервые упоминает ок. 525 г. некий Теодозий. Сын священника Захарии и его жены Елисаветы (Лк 1,5-80). Через свою мать Иоанн состоял в родстве с Иисусом. О его рождении от бесплодной Елисаветы и особом призвании возвестил Захарии Архангел Гавриил, когда Захария совершал каждение в храме (Лк 1,8-17). Появился на свет за шесть месяцев до Рождества Иисуса Христа (Лк 1,36). При обрезании бы назван именем, которое указал Архангел. По этому поводу Захария, избавившись от немоты, которой был наказан за недоверие к словам Архангела, воспел песнь, в которой прославляет исполнение мессианских обетований и приветствует младенца, как пророка, который будет идти пред Господом и готовить пути Ему в сердцах человеческих (ср. Лк 68-69). Эта песнь навсегда вошла в состав литургии и представляет собой существенный элемент утренней молитвы Церкви — утрени.
Св. Лука сообщает нам следующие сведения: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк 1,80). Это можно понимать в том смысле, что рано утратив родителей, которые были уже в пожилом возрасте, Иоанн вёл аскетический образ жизни пустынника, в одиночестве либо в содружестве с другими. Не исключено, что ему приходилось сталкиваться с ессеями, чья община жила тогда в пустынной местности Вади Кумран над Мёртвым морем. Когда ему исполнилось 30 лет, у него, согласно закону, появилось право выступать публично и учить. К этому он и приступил на Иордане, у брода поблизости от Иерихона. Иногда он посещал и другие места, например, Вифавар при Иордане (Ин 1,28) и Енон близ Салима (Ин 3,23). К проповеди своей он приступил в 15-й год правления кесаря Тиверия (Лк 3,1), или в 30 г. нашей эры согласно принятой хронологии.
Как предтеча Мессии, Иоанн усиленно подчёркивал, что недостаточно принадлежать к роду Авраама, но что необходимо также приносить плоды покаяния, необходимо внутреннее преображение. В знак сокрушения и готовности к перемене жизни он совершал крещение покаяния (Лк 3,7-14; Мф 3,7-10; Мк 1,8). «Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Мф 3,5). Его даже спрашивали, не он ли обетованный Мессия? Иоанн решительно рассеивал сомнения, утверждая, что «Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его» (Мф 3,11). По настоянию Иисуса, Который пришёл к нему на Иордан, Иоанн совершил над ним крещение. В дальнейшем он неоднократно видел Иисуса над Иорданом и свидетельствовал о Нём народу: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1,29.36). Услышав это свидетельство, двое учеников Иоанна Крестителя, Иоанн и Андрей, последовали за Иисусом и сделались Его учениками (Ин 1,37-40).
На деятельность Иоанна вскоре обратили внимание начальствующие в народе. Однако прямо выступить против него они не решились, предпочли занять выжидательную позицию (Ин 1,19; Мф 3,7). Личностью Иоанна заинтересовался также властитель («царь») Иудеи Ирод II Антипа (+40), сын Ирода I, прозванного «Великим», того, который приказал истребить младенцев в Вифлееме. Можно предположить, что Ирод вызвал Иоанна в свой замок Махеронт, однако вскоре пожалел о своём любопытстве, поскольку Иоанн воспользовался случаем, чтобы прямо заявить властителю в глаза: «Не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк 6,18), ибо Ирод, ко всеобщему возмущению, отобрал у своего брата Филиппа его жену Иродиаду. Разгневанный царь, по наущению Иродиады, заключил пророка в темницу. Иродиада добивалась его смерти, но «Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк 6,20). Наступил, однако, удобный день для замыслов Иродиады. «Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, — дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей» (Мк 6,21-28). Иоанну было тогда немногим более тридцати лет.
Иисус вынес Иоанну оценку, какой никто из людей от Него не удостоился: «Что смотреть ходили вы в пустыню?.. Пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф 11,7.9-11; ср. Лк 7,24-27).
Иоанн Креститель, наряду с Самим Господом и Матерью Божией пользуется привилегией торжественного празднования его рождения; такая честь не воздаётся больше ни одному святому Божию. Чаще всего память святых справляется в день их смерти, поскольку это день их рождения для неба; но день мученической смерти Иоанна Крестителя также отмечается Церковью 29 августа.
В Иоанне Крестителе поражает его святость, его жизнь, исполненная аскезы и покаяния, сила духа, бескомпромиссность. Он первый святой, которого стала почитать вся Церковь. Ему посвящена базилика св. Иоанна на Латеране, где почти тысячу лет находилась папская резиденция. Он является покровителем Австрии, Венгрии, Германии, Голландии, Мальты, Франции; Аквитани, Арагона, Прованса; архидиоцезий Варшавской и Вроцлавской; городов: Авиньона, Амьена, Бонна, Вены, Вроцлава, Кёльна, Лейпцига, Лиона, Неаполя, Ниццы, Нюрнберга, Флоренции, Франкфурта на Майне. Он также покровитель множества монашеских орденов, монахов, дев, пастухов и стад, кузнецов, портных, скорняков и шорников; трезвенников, незамужних матерей, а также осуждённых на смерть. Молитвенный заступник во время града и при эпилепсии.
Источник: ILG
Соборная молитва дня (Collecta)
Deus, qui beátum Ioánnem Baptístam suscitásti, ut perféctam plebem Christo Dómino præparáret, da pópulis tuis spiritálium grátiam gaudiórum, et ómnium fidélium mentes dírige in viam salútis et pacis. Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum, qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti, Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.
Боже, блаженного Иоанна Крестителя воздвигший на приготовление для Господа Христа народа совершенного, дай Твоим людям благодать радости духовной, и помышления всех верных устреми на путь спасения и мира. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог во все веки веков. Аминь.
______________________________
Евангельское чтение (Лк 1,57-66.80):
Елисавете настало время родить; и она родила сына. И услышали соседи и родственники её, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет; а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоём, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его; и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех, живущих вокруг них; и рассказывали обо всём этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своём и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним. Младенец же возрастал и укреплялся духом; и был в пустынях до дня явления своего Израилю.
______________________________
«Что будет младенец сей?» — А будет то, что, по слову Господа, «из рожденных жёнами не восставал больший Иоанна Крестителя». Почему? — Потому, что Иоанн удостоился чести совершить крещение Самого Господа. Ни один человек за всю историю земли ничего более значительного не совершал.
Но почему же тогда следом Господь добавляет: «Меньший в Царстве Небесном больше его»? — Да потому, что с этого самого момента в мир вошло то, по сравнению с чем всё совершаемое на земле людьми потеряло всякое значение!