11 июня
ПАМЯТЬ СВ. ВАРНАВЫ, АПОСТОЛА
Варнава родился на Кипре, в еврейской семье из колена Левия. Его собственное имя было Иосия, но Апостолы дали ему прозвище «Варнава», что означает «сын утешения» или «желанный сын». Согласно Клименту Александрийскому и Евсевию, он принадлежал к числу 72 учеников Господа Иисуса Христа. Был родственником св. Марка Евангелиста, в силу чего Ап. Павел называет Марка «племянником Варнавы» (Кол 4,10). Вероятно, что св. Варнава прибыл в Иерусалим в то же время, что и св. Павел, чтобы, как и он, «у ног Гамалиила», знаменитого учёного раввина, углубить свои познания в сфере Моисеевой религии.
Деяния Апостолов так описывают начало его служения: «Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит: «сын утешения», левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов» (Деян 4,36-37).
Об уважении, каким он пользовался со стороны Апостолов, свидетельствует тот факт, что после обращения Павла именно Варнава привёл его к Апостолам (Деян 9,26-30). Вместе со св. Павлом Варнава отправился в Антиохию, где приобрёл множество верных для Христа. Это было в 42 г. после Р. Хр. Варнава и Павел обращали свою проповедь прежде всего к евреям. Но когда те отвергли её, они стали обращаться к язычникам. Чтобы не отпугнуть неофитов, Варнава и Павел не налагали на них никаких ритуальных обязанностей, предписанных законом Моисея, но требовали только принести свидетельство веры во Христа перед принятием крещения и жить согласно Евангелию. Весть об этом достигла иерусалимской общины, которая строго соблюдала предписания закона Моисеева. Явившись в Иерусалим, оба Апостола защищали там свой способ действия относительно обращённых из язычников. Им возражали обращённые из евреев. Апостольский собор в Иерусалиме устами св. Апостола Петра, которого поддерживал св. Иаков Младший, глава Иерусалимской общины, провозгласил, что обращённым из язычников не следует соблюдать предписания Моисеева закона (Деян 15,1-34).
По свидетельству Деяний Апостолов, Варнава был «муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры» (Деян 11,24). Взяв с собою св. Марка, Варнава присоединился к Павлу в его первом миссионерском путешествии на Кипр, а оттуда в Малую Азию (Деян 13,1-14.27). На Кипре Апостолы обратили наместника острова, Сергия Павла. В городе Листре Ап. Павел исцелил человека, не владевшего ногами от рождения. «Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием (Гермесом), потому что он начальствовал в слове. Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши. И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой» (Деян 14,11-18). Вскоре народ перешёл от энтузиазма ко враждебности и, возбуждаемый прибывшими из Иконии иудеями, побил св. Павла камнями. Решив, что он умер, его тело выбросил за город. Павел, однако, чудом остался жив и удалился оттуда вместе с Варнавой.
Какое-то время спустя Варнава и Павел вознамерились совершить второе миссионерское путешествие, однако тут дело дошло до конфликта, ибо Варнава хотел взять с собою Марка, а Павел решительно воспротивился, поскольку в прошлом путешествии Марк отстал от них в Памфилии, не пожелав идти дальше. Тогда Варнава вместе с Марком отправился на Кипр, где продолжил свою апостольскую деятельность (Деян 15,39). О дальнейшей жизни св. Варнавы Св. Писание никаких сведений не сообщает. Согласно традиции, он остался на Кипре в качестве его первого епископа и пастыря. Выезжал в Рим, Александрию, Медиолан (Милан). Ок. 60 г. претерпел мученическую смерь на Кипре, в городе Саламине, будучи побит камнями. В 488 г., при императоре Зеноне, были обретены мощи св. Варнавы. На груди у него лежало Евангелие от св. Матфея, которое он, вероятнее всего, собственноручно переписал для себя.
О великой популярности св. Варнавы в первые века христианства свидетельствуют многочисленные апокрифы: Деяния Варнавы, Евангелие от Варнавы, Послание Варнавы. Деяния Варнавы описывают борьбу, которую Варнава вёл с иудеями, которые в конце концов сожгли его заживо на костре, а его прах благоговейно собрал св. Марк. Текст возник ок. 400 г. на Кипре. Евангелие от Варнавы составили, по-видимому, гностики. Оно упоминается в писаниях некоторых Отцов Церкви, однако о его содержании ничего не сообщается. Интересным документом является Послание Варнавы, составленное во II в. Автор послания убеждает аллегорически толковать тексты Священного Писания. Богословскую ценность представляет вторая часть этого Послания, где говорится о предсуществовании Господа Христа, о тайне Его воплощения и о двух путях — света и тьмы.
Почитание св. Варнавы уже в апостольские времена было так велико, что его единственного из учеников Господних Деяния Апостолов называет почетным именем Апостола. В XVI в. возник основанный св. Антонием-Марией Кларетом орден регулярных каноников св. Павла, которых прозвали «варнавитами» («барнабитами») по церкви св. Варнавы, при которой изначально возник орден.
Св. Варнава является покровителем Флоренции и Милана, где проповедовал, согласно традиции. Его также почитают, как помощника во время ссоры, споров, печали, а также во время града.
В иконографии св. Варнава изображается в виде старца с длинной бородой в тунике либо в епископских облачениях, а также порой в виде кардинала. Его атрибутами являются: Евангелие, пергаментный свиток, оливковая ветвь, алебарда, макет церкви.
Источник: ILG
Соборная молитва дня (Collecta)
Deus, qui beátum Bárnabam, plenum fide et Spíritu Sancto, ad géntium conversiónem segregáre præcepísti, concéde, ut Evangélium Christi, quod strénue prædicávit, ore et ópere fidéliter nuntiétur. Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum, qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti, Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.
Боже, повелевший блаженного Варнаву, исполненного веры и Духа Святого, выделить для обращения язычников, благоволи, да Евангелие Христово, что он усердно проповедовал, мы верно возвещаем устами и делами. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог во все веки веков. Аминь.