СО СВЯТЫМИ КО СПАСЕНИЮ: Святой Карл Лванга и сподвижники

3 июня

ПАМЯТЬ СВ. КАРЛА ЛВАНГИ И СПОДВИЖНИКОВ, МУЧЕНИКОВ

До VIII в. Северная Африка была богата плодами святости. Однако «Чёрная Африк­а» — Центральная и Южная — познакомилась с хри­стианством только в поло­вине XIX в. В Уганду католические миссионе­ры, «белые отцы», которых так называ­ли по цвету их хабита, прибы­ли в 1879 г. Проповедь отцов имела большой успех, но вско­ре король Мтера изгнал их из страны вместе с англиканскими миссионерами, а его преемник Мванга продолжил преследования с ещё боль­шей жесто­костью. В гор. На­тебе, ок. столицы стра­ны Кампалы, были заживо со­жжены трое учеников шот­ландс­кого миссионера Маккея, который учил аф­ри­кан­цев читать, писать и верить. Следом по приказу короля был убит англиканский епископ Хеннигтон. Затем пре­следования перекинулись на католиков, прежде всего из числа королевских при­дворных. Св. Карл Лванга (1861-1886), знатного рода, был руководи­телем пажей при дворе коро­ля Мванги. Он принял крещение в самый разгар гонений, в ночь на 15 ноября 1885 г. После этого он, в отсут­ствие священников, сам обучал пажей основам веры и кре­стил четве­рых из них. Между тем, гонения, в ходе которых по­гибли многие придворн­ые, в том числе Иосиф Мукаса Баликудембе, первый министр ко­роля, обративший в католичество 150 человек, и Матфий Калемба, су­дья и на­местник округа, обратив­ший более 200 человек, продолжа­лись. В этой обстановке св. Карл и другие 12 па­жей публично испове­дали свою христианскую веру и были приговорены за это к смертной казни. Все они были молодыми людьми не старше 24 лет; младшему из них, Кизико, было только 13. 

3 июня 1886 г., в день Вознесения Господня, в гор. Намугонго запы­лал костер. За­вер­нутых в тростниковые циновки, мучеников одного за другим бро­сали в огонь. Св. Карла подвергли особо изощренной казни, однако, сгорая на медленном огне, он при­зывал своих сподвижников к мужеству и молился за своих мучителей.

6 июня 1920 г. Папа Бенедикт XV причислил Карла Лвангу и его спо­движников, а также других мучеников из Уганды, общим числом 21, к лику блаженных. Папа Пий XI провозгласил бл. Карла покровителем христианской молодежи Африки. 18 октя­бря 1964 г. Папа Павел VI провозгласил мучеников из Уганды святыми.

Кровь мучеников, пролитая в Уганде, принесла обильные плоды. Сра­зу по прекра­щению гонений, в 1890 г., там было уже 2197 католиков и ок. 10 000 катехуменов, ожидающих крещения. 15 лет спустя, в 1906 г., их число возросло до 100 000 окре­щенных и 150 000 катеху­менов.

Источник: ILG

СЛУЖБА ЧТЕНИЙ

Проповедь Папы Павла VI в день канонизации святых мучени­ков из Уганды (AAS 56 [1964], 905-906)

Слава мучеников — знак возрождения

Африканские мученики прибавляют к мартирологу, этой книге побе­дителей, новую страницу, на которой повествуется о событиях од­новременно трагических и вели­ких, страницу, поистине достойную присоединиться к тем славным рассказам о древней Африке, о кото­рых мы, современные люди с нашим маловерием, думали, что у них никогда не найдётся достойного продолжения.

Кто бы мог подумать, например, о том, что к потрясающим подвигам мучеников Сциллиума, Карфагена, «белоснежного воинства» из Утики, о ко­торых сообщают св. Авгу­стин и Пруденций, что к подвигам мучеников Египта, которых прославляет св. Иоанн Златоуст, к подвигам мучеников, постра­давших от вандалов, присоединятся деяния не менее героические и не менее славные?

Кто бы мог предвидеть, что к великим африканским мученикам и ис­поведникам, к этим незабываемым фигурам, каковы св. Киприан, свв. Фелицитата и Перпетуа, а также великий св. Августин, прибавятся эти дорогие для нас имена: Карл Лванга, Матиас Молумба, Калемба и двадцать их сподвижников? — И справедливо также бу­дет упомянуть тех, кто, принадлежа к англиканской конфессии, претерпели смерть ради имени Христа.

Эти англиканские мученики отмечают начало новой эпохи. Новой не в смысле направленности в сторону гонений и конфликтов, но в сторону религиозного и поли­тического возрождения.

Действительно, Африка, орошённая кровью мучеников — первых в это новое время, и да будет угодно Богу, чтобы они оказались последни­ми, поскольку их жертва все­сожжения (холокост) была столь благо­родна и столь драгоценна! — Африка свобод­ная и ставшая независи­мой, находится на пути возрождения.

Жестокость, проявленная по отношению к этим мученикам, столь ужасна и столь бо­гата значением, что подаёт нам ясные и твёрдые основания для морального воспи­тания нового народа. Должна утвердиться новая духовная традиция, которая будет передаваться людям будущего и которая должна будет символически указывать направления развития. От образа жизни простого и безыскусного, не лишённого зна­чительных человеческих ценностей, но до­стоинство которого подрыва­лось и ос­лаб­лялось рабским состоянием, в котором он проводился, предстоит перейти к та­ким политическим условиях, которые будут направлены к самым высо­ким проявле­ниям человеческого духа и к самым высшим формам общественной жиз­ни.

Источник: La Liturgie des Heures, v. 2, p. 1367-68, Paris 1980

Соборная молитва дня (Collecta)

Deus, qui sánguinem mártyrum semen christianórum esse fecísti, concéde propítius, ut tuæ ager Ecclésiæ,
qui est beatórum Cároli eiúsque sociórum cruóre rigátus,
in amplam tibi messem iúgiter fecundétur.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.

Боже, кровь мучеников семенем христианства сотворивший,
милостиво благоволи, да поле Твое, Церковь,
которое блаженный Карл и его сподвижники крови потоком оросили,
обильной Тебе жатвой плодоносит постоянно.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *