31 мая
ПРАЗДНИК НАВЕЩАНИЯ (ПОСЕЩЕНИЯ) СВ. ЕЛИСАВЕТЫ
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЕЙ ДЕВОЙ МАРИЕЙ
Соборная молитва дня (Collecta)
Omnípotens sempitérne Deus,
qui beátam Vírginem Maríam, Fílium tuum gestántem,
ad visitándam Elísabeth inspirásti,
præsta, quæsumus, ut, afflánti Spirítui obsequéntes,
cum ipsa te semper magnificáre possímus.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.
Всемогущий и всевечный Боже,
Который Блаженную Деву Марию, Твоего носящую Сына,
вдохновил к Елисаветы навещанию,
подай, мы просим, да, Духа вдохновению последуя,
возможем с Нею величать Тебя мы постоянно.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.
Евангельское чтение (Лк 1,39-56):
Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала:
благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
И сказала Мария:
величит душа Моя Господа,
и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
что призрел Он на смирение Рабы Своей,
ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
и милость Его в роды родов к боящимся Его;
явил силу мышцы Своей;
рассеял надменных помышлениями сердца их;
низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;
алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;
воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,
как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.
Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.
____________________________
Праздник Навещания вытекает из духовности христианского Востока. На Западе его включил в литургический календарь францисканского ордена св. Бонавентура в 1263 г., а во время великой западной схизмы Папа Бонифаций IX в 1389 г. распространил его на всю Церковь, с целью испросить предстательством Пресвятой Девы Марии дара единства для Церкви Христовой. Базельский собор утвердил этот праздник (1441).
Праздник Навещания справляется 31 мая, что значит, между праздником Благовещения и Рождеством Иоанна Крестителя. Мы вспоминаем таким образом, прежде всего, встречу Мессии со Своим Предтечей — св. Иоанном Крестителем, но это также и встреча двух матерей. Подробное описание этого события оставил нам св. Лука в своём Евангелии (Лк 1,39-56). Согласно традиции, оно произошло в местечке Аин Карим, примерно в 7 км на запад от Иерусалима, где два храма воздвигнуты в память о двух событиях: радостной встречи матерей (церковь Навещания св. Елизаветы, построенная на склоне холма за городом) и рождения Иоанна Крестителя (церковь в самом городе). Дева Мария, вероятно, прошла весь путь от Назарета до Аин Карима — или, как полагают некоторые библеисты, до Хеврона, — пешком. Для этого Ей, скорее всего, пришлось присоединиться к какой-либо группе паломников, идущих в Иерусалим, ибо трудно допустить, чтобы Она пустилась в такой нелёгкий путь, длиной ок. 150 км, одна. Она хотела поделиться со Своей родственницей вестью о Благовещении и одновременно поздравить её со столь долгожданным потомством.
Сразу по прибытии Пресвятая Дева с удивлением узнаёт, что Елисавете уже обо всём известно — настолько, что она даже повторяет слова из Ангельского приветствия: «Благословенна Ты между жёнами!». Одновременно Елисавета утверждает, что Дева Мария поверила словам Божьего посланца. Дева Мария проявляет удивительное смирение. Она приходит на помощь Своей старшей родственнице, когда той предстоит родить сына. Но и Елисавета проявляет величайшее смирение, когда приветствует Матерь Мессии словами: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?». И сообщает при этом, что при звуке слов приветствия Марии «взыграл младенец радостно во чреве моём». Церковные авторы убеждены, что это было актом приветствия Иисуса со стороны св. Иоанна и что именно в этот момент св. Иоанн был избавлен от первородного греха и был исполнен Духа Святого (почему и справляется в Церкви праздник его Рождества). Движение св. Иоанна во чреве матери нередко сравнивают с радостным танцем царя Давида перед ковчегом Божиим.
Слова Елисаветы мы повторяем каждый раз, когда произносим Ангельское приветствие. Родственница Девы Марии повторила слова Ангела: «Благословенна Ты между жёнами», ясно показывая, что действием Духа Святого была осведомлена обо всём. К этому она тут же прибавила: «и благословен плод чрева Твоего». Возникли женские монашеские общины, избравшие своей главной покровительницей Матерь Божию в этой спасительной тайне и даже взявшие её в качестве названия для своей конгрегации. Таковы, например, сёстры-визитандинки, или сёстры Навещания (от лат. visitatio — «навещание», «посещение»). Эту конгрегацию основал в 1610 г. св. Франциск Сальский вместе со св. Иоанной-Франциской де Шанталь. Над событием Навещания мы также размышляем в одной из радостных тайн св. Розария.
Источник: ILG