30 мая
Во Франции: ПАМЯТЬ СВ. ЖАННЫ Д‘АРК, ДЕВЫ
Жанна д’Арк (1412-1431), сопокровительница Франции, родилась в зажиточной крестьянской семье в Домреми (ныне Домреми-ла-Пюсель, Вогезы). Она не умела ни читать, ни писать, но получила от своей матери религиозное воспитание, оказавшееся исключительно глубоким. Ей было 16 лет, когда она призналась, что вот уже три года слышит «голоса» св. Михаила, св. Екатерины и св. Маргариты. Они призывали её спасти Францию, большую часть которой в то время оккупировали англичане в союзе с герцогом Бургундским, и утвердить на престоле молодого короля Карла VII, которого называли «дофином» (от фр. dauphin — «дельфин»: титул французского наследника престола), поскольку он ещё не был помазан на царство. В 1429 г. (ей тогда было 17 лет), преодолев многочисленные препятствия, она предстала пред дофином, укрывавшемся в замке Шинон, и убедила его дать ей маленькую армию. Делу помогла сверхъестественная проницательность Жанны: чтобы испытать её, дофин смешался с толпой придворных, а Жанне в качестве дофина представили другого человека, однако девушка мгновенно распознала обман и указала на подлинного дофина. Неграмотная крестьянка сразу проявила себя настоящим полководцем, а вдохновенный характер её миссии подтверждался на каждом шагу. В результате быстрых решительных действий ей удалось 8 мая 1429 г. снять осаду Орлеана, падение которого привело бы к окончательному поражению французов. После этого её прозвали «Орлеанской девой» (точнее, «девицей»: сама себя она неизменно называла Jehanne la Pucelle — «Жанна, девица», что было обычным в те времена обозначением социального статуса). Вслед за этим она подвергает разгрому англичан в решительной битве при Пате и убеждает дофина короноваться в Реймсе — традиционном месте помазания французских королей. Триумфальный поход на Реймс и коронация Карла VII означали перелом в ходе войны. В результате ему удалось окончательно изгнать англичан из страны, хотя на это потребовалось ещё четверть века.
Для Жанны, напротив, начиналось время испытаний. Она терпит неудачу под Парижем, где была ранена, а в мае 1430 г. при защите Компьеня, осаждённого бургундцами, попадает в плен в результате предательства: во время вылазки ворота города закрыли прежде, чем она успела за ними укрыться. Дальнейшее известно: бургундцы продают пленницу англичанам, а те подвергают её «церковному» суду, председатель которого, епископ Кошон (что в переводе означает «свинья»), ревностный сторонник англичан, с помощью подлогов и провокаций добивается поставленной перед ним оккупантами политической цели: уничтожения Жанны. 30 мая 1431 г. Жанну сжигают в Руане, а пепел бросают в Сену. На костре Жанна попросила крест, и палач дал ей скрещённые веточки. Умирая, Жанна восклицала: «Иисус! Иисус!». Характерно, что перед казнью Жанне дали святое причастие, откуда следует, что судьи сами не считали её ни ведьмой, ни еретичкой, вопреки сказанному в приговоре. В 1450 г. Карл VII, который в своё время не предпринял ничего для спасения Жанны, назначил новое расследование её дела. Компетентный церковный трибунал полностью опроверг все представленные ей обвинения и вскрыл многочисленные злоупотребления в ходе руанского процесса. Жанна была полностью реабилитирована. В 1909 г. Папа Пий X провозгласил Жанну блаженной, а 16 мая 1920 г. Папа Бенедикт XV причислил её к лику святых.
Образ Жанны веками вдохновлял художников, поэтов, писателей и музыкантов; ей посвящены многочисленные литературные и музыкальные произведения, а фильмов о ней только во Франции снято 14.
СЛУЖБА ЧТЕНИЙ
Из протоколов процесса Жанны д’Арк
(1431)
Моего отца звали Жак д’Арк. Мою мать — Изабелла.
Дома меня называли Жанеттой. Во Франции Жанной.
— Сколько вам лет?
Приблизительно девятнадцать.
Я была крещена в церкви Домреми мэтром Жаном Мине, насколько я знаю.
Мать научила меня молитвам Pater noster («Отче наш»), Ave Maria («Богородице Дево»), Credo («Верую»). Никто, кроме матери, не учил меня вере.
Когда я выросла, достигла сознательного возраста, я не пасла обычно скот, но я помогала отгонять его на пастбище.
Во Францию я пришла по повелению Божию. Поскольку Бог это приказал, следовало это сделать. Будь у меня сто отцов и сто матерей, и будь я даже дочерью короля, я бы всё равно отправилась.
Моё знамя было белым, из белой ткани. На нём были написаны имена «Иисус Мария», я думаю. Моё знамя я любила больше, в сорок раз больше, чем мой меч.
Я держала в руках знамя, когда я шла в атаку, чтобы никого не убить. Я никогда никого не убивала.
В последнюю пасхальную неделю, когда она находилась на укреплениях Мелюна, ей было сказано её «голосами», что ещё до праздника св. Иоанна она будет взята в плен, и что нужно, чтобы так произошло. И чтобы она не дивилась этому. Но чтобы принимала всё охотно, и что Бог ей поможет.
И ещё: прими всё охотно. Не пугайся своего мученичества. Через него ты достигнешь в конце райского царства.
Милосерднейший Боже, ради Ваших святых Страданий я прошу Вас, если Вы меня любите, откройте мне, что я должна отвечать этим церковным людям?
— Находитесь ли вы, по-вашему, в состоянии благодати Божией?
Если я в нём не нахожусь, пусть Бог приведёт меня в него. Если же я в нём нахожусь, путь Бог сохранит меня в нём! Я была бы самой несчастной на свете, если бы считала, что не нахожусь в состоянии благодати Божией!
Во всём этом я вверяюсь Богу.
— Считаете ли вы себя подданной Церкви, которая находится на земле, нашего святейшего отца Папы, кардиналов, епископов и прочих прелатов Церкви?
Да, после Господа нашего.
Я полагаюсь на своего Судию, Царя неба и земли.
Я обращаюсь к Богу и к нашему господину Папе.
Это смерть, мэтр Жан?
Я предпочла бы семь раз быть обезглавленной, чем быть вот так сожжённой. Я прошу таинства покаяния и пресвятой Евхаристии.
Нет, нет, я не еретичка и не схизматичка, я добрая христианка.
Иисус, Иисус!..
Источник: La Liturgie des Heures, v. 2, p. 1385-86, Paris 1980
Соборная молитва дня (Oraison)
Dieu qui a choisi sainte Jeanne d’Arc pour défendre son pays contre l’envahisseur,
accorde-nous, par son intercession, de travailler pour la justice et de vivre dans la paix.
Par Jésus Christ, ton Fils, notre Seigneur et notre Dieu,
qui règne avec toi et le Saint-Esprit, maintenant et pour les siècles des siècles. Amen.
Боже, избравший святую Иоанну д’Арк для защиты своей страны от неприятеля,
подай нам, её предстательством, трудиться ради справедливости
и находиться в мире.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.
бог позвал её на великие дела и он же разрешил сжечь её как еретичку. Это разумно? или это логично? или она была для бога не достаточно хороша?
не понимаю.
Судя по тому, как Вы пишете имя Божие, в Бога Вы не верите. Но, понимаете, невозможно постичь логику того, в существование кого не веришь. Логика личности это ведь не просто головоломка, где надо только свести концы с концами. Нужно знать личность, чтобы воспринимать её логику, и нужно любить эту личность, чтобы с её логикой согласиться. Жанна д’Арк с этой логикой согласилась, а до неё — и после неё тоже — бесчисленное воинство мучеников, во главе с Иисусом Христом, Сыном Божиим, Которого Бог послал на великие дела, и Он же разрешил Его распять. Но не имеет смысла рассуждать об этом отвлечённо. Кто верит в Бога, тот понимает Его логику, и кто любит Бога, тот с нею соглашается. Как Жанна.
Конечно, миллионы людей, в том числе женщины и дети, безвинно погибшие во время войн (в том числе религиозных) и природных катастроф, уже никогда не смогут понять этой логики. Согласно Вашему высказыванию бог любя убивает, убивает и убивает. Чернобыль и Фокусима — это только маленькая частица того, что творит всемогущее существо, в которое Вы верите и которое Вы почитаете. Почему?
Что «почему», почему верю или почему творит? — Впрочем, ответа заслуживают оба вопроса. Попыткой такого ответа, по сути, и является весь этот сайт; но я согласен, что следует уделить проблеме особое внимание. Вы понимаете, конечно, что на вопросы подобной глубины невозможно ответить простой отпиской в комментариях. Обещаю постараться дать на них такой ответ, какого они заслуживают. На это потребуется какое-то время. А пока можете посмотреть очень дельный материал на эту тему вот здесь: http://iosiph-ludovik.livejournal.com/3320.html
Исполнил, как сумел, своё обещание годичной давности. Вот статья на эту тему: «Зачем на свете зло?»
http://katolik.ru/blog/item/2833-zachem-na-svete-zlo.html
А ещё могу добавить то, что сразу следовало сказать: дело в том, что мы, верующие, оцениваем всё в перспективе вечности. И смерть, любая смерть, будь то смерть на костре или от наводнения, для нас никакой не конец, а только начало. Каждый из нас, хотя бы в принципе, согласен со словами: «Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим 8,18).
Если не верить ни в какую загробную славу, тогда, конечно, всем смертям, вообще всем, а не только Чернобылю и Фокусиме, нет оправдания. Но если не верить ни во что загробное, то с кого вообще спрашивать каких-то оправданий?
«Вашему высказыванию бог любя убивает, убивает и убивает.»
Искал, но не нашёл такого высказывания.
Бог любит, а убивает зло, которое происходит от непослушания Ему, от отрицания Его и упования человека на свои силы.
«Чернобыль и Фокусима — это только маленькая частица того, что творит всемогущее существо, в которое Вы верите и которое Вы почитаете»
Ну что вы, ведь атомные электростанции придумал человек и создал их: разве вина Бога в том, что человеческое творение не совершенно?
Человек пытается обойтись без Бога, жить самостоятельно — и вот результат, о котором вы пишете. Ибо Бог может всё и Ему не нужны атомные и прочие электростанции, чтобы обогреть и накормить человека. Только этот вопрос нужно рассматривать не в нынешнем времени, а начиная с создания человека. Для этого вам пригодится помощь Церкви.