Сегодня, в среду 5-й пасхальной недели, на литургии читается Евангелие от Иоанна, 15,1-8:
Иисус сказал ученикам Своим: Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесёте много плода и будете Моими учениками.
__________________
«Пребудьте во Мне, и Я в вас»… — Чего же лучше? Мы только этого и хотим, но… Как этого добиться? Может быть, посредством глубокомысленных размышлений? Духовного чтения? Какой-нибудь особенно сосредоточенной молитвы? Постом, аскезой, самобичеванием? — Да мы готовы на что угодно, лишь бы пребывать в Тебе, Господи, а Тебе в нас (и даже не всегда главным мотивом у нас «чего ни пожелаете, просите, и будет вам»)!
Между тем, никакой особенной готовности с нашей стороны и не требуется! Всё, что нужно, мы уже совершили (или над нами совершили наши родители, наши восприемники): мы крещены, и, значит, соединены с Богом самым существенным образом, а ещё мы причащаемся, и, значит, соединены с Ним же ещё более существенно, если только это возможно. Он уже в нас, а мы в Нём, и только одно от нас требуется: не разорвать этой связи. Не разорвать её посредством греха.
Получается, что христианину не чего-то добиваться нужно, а стараться не утратить того, что у него уже есть: пребывания с Богом и в Боге. Нашему настроенному на успех и приобретения сознанию не так-то легко примириться с этой мыслью. Всего-то и нужно: не грешить?! — А ты попробуй. Потом расскажешь, что получилось.
Вот посмотрите: чего не хватало тому же Иуде по сравнению с другими Апостолами? — он был допущен ко всему тому же, что и они: слушал Учителя, видел Его чудеса, наконец, вместе со всеми участвовал в Тайной Вечере! Только во всех в результате вошла благодать, а в Иуду сатана. Почему? — Потому что он уже замыслил предательство.
Не стоит утешаться, что мы-то не Иуды и предательства не замышляем. Не много потребуется размышлений, чтобы прийти к неоспоримому выводу: всякий грех это предательство. А следом, чем шире раскрываешь рот для принятия благодати, тем увереннее туда проходит сатана. Не грешить — в этом, собственно, и заключается весь христианский секрет. Так что давайте не грешить, и да поможет нам Бог!