4 апреля
Воспоминание св. Исидора, епископа и Учителя Церкви
Исидор родился ок. 560 г. в Новом Карфагене в Мурсии (Испания). Семья Исидора дала Церкви четверых святых: св. Леонарда и св. Фульгенция, братьев св. Исидора, а также св. Флорентину — их сестру. Согласно легенде, при рождении младенца Исидора к его губам слетелся пчелиный рой и оставил на них сладкий мёд. Это явилось знамением дара необычайного красноречия, каким отличался св. Исидор. Рано потеряв родителей, дети остались на попечении старшего брата, св. Леонарда, который тогда был уже архиепископом Севильи. Находясь возле своего брата, Исидор имел возможность непосредственно наблюдать бурные события, которые в то время переживала Испания. После смерти брата Исидор принял епископство и стал прилагать усилия к обновлению церковной жизни.
Он созвал и руководил синодами в Севилье (619) и в Толедо (633), которые, среди прочего, составили испанскую редакцию Символа веры и привели к единообразию литургию. Строил церкви, основывал монастыри, школы и библиотеки. Старался о повышении духовного и интеллектуального уровня духовенства. Его запомнили, как человека исключительного милосердия. Был выдающимся писателем; оставил после себя богатое литературное наследие. Св. Браулион, его ученик и секретарь, называет ок. 20 сочинений св. Исидора. В них он боролся с арианством, составил изложение истин веры и морали, писал об истории готов и вандалов, которые захватили его страну. Поражает широта охвата тем и вопросов. Его величайшим трудом является двадцатитомный Codex etimologiarum — первый опыт научной энциклопедии, синтез всех знаний, доступных в его эпоху.
Исключительной была также его смерть. Он велел принести себя в собор и там, в присутствии своих викарных епископов, священников и народа снял с себя епископские облачения, надел покаянное вретище, посыпал голову пеплом и со слезами на глазах принёс публичное покаяние. Просил, чтобы ему простили его вины и небрежения и чтобы молились за него. Затем принял св. Причастие под двумя видами и попрощался со всеми поцелуем мира. Доставленный в свою убогую келью, через 4 дня отдал душу Богу 4 апреля 636 г. Был погребён возле св. Леонарда и св. Флорентины. В 1063 г. его останки были перенесены в Лион, где почивают доныне. Формальная канонизация св. Исидора состоялась только в 1598 г. Папа Иннокентий XIII провозгласил его Учителем Церкви (1722). Является покровителем Испании и Севильи, а также интернета.
В иконографии св. Исидор изображается в епископских облачениях, с палием. Иногда изображается в виде всадника на коне. Его атрибутом является меч (символ слова Божия).
Источник: ILG
СЛУЖБА ЧТЕНИЙ
Из книг Сентенций св. Исидора
Книга 3,8-10
Молитва нас очищает, чтение наставляет. Если мы можем заниматься и тем, и другим, очень хорошо. Но если не можем, тогда следует предпочесть молитву.
Тот, кто желает всегда находиться вместе с Богом, должен часто молиться и часто читать. Ибо когда мы молимся, мы говорим с Богом, а когда читаем, Бог говорит с нами.
Всякое продвижение вперёд происходит от чтения и размышления. Из чтения мы узнаём то, чего не знаем, а то, что мы узнали, мы сохраняем в памяти посредством размышления. Чтение Священного Писания сообщает нам двойной дар: с одной стороны, оно воспитывает разум, с другой — отвращает человека от мирской суеты и приводит к любви к Богу.
Чтение предполагает двойное старание: во-первых, как понять Писания? И затем — что полезного или важного в них содержится? Действительно, нужно сперва понять то, что читаешь, и лишь потом ты будешь в состоянии выразить то, чему научился.
Ревностный читатель будет гораздо более расположен к тому, чтобы исполнить то, что прочитал, нежели только стремиться к знанию. Ибо меньшая вина не знать того, что хотел бы узнать, нежели не исполнять того, что уже знаешь. Подобно тому, как, читая, мы желаем узнать, так, узнав, мы должны исполнять всё то доброе, что узнали.
Никто не может усвоить смысл Священного Писания, не приучив себя к нему посредством частого чтения, как написано: «Высоко цени ее [мудрость], и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней» (Притч 4,8). Чем чаще мы старательно прибегаем ко Священному Писанию, тем больше мы постигаем его богатства, подобно тому, как земля, чем лучше её возделывают, тем более богатый приносит урожай.
Некоторые одарены разумом, но пренебрегают усердным чтением, и таким образом утрачивают своим небрежением то, чему могли бы научиться посредством чтения. Другие расположены к учению, но им препятствует медлительность их духа. Однако, благодаря настойчивому чтению, они в конце концов усваивают то, чего не знают более одарённые вследствие своей лени.
И как тот, который обладает медлительным разумом, получает, тем не менее, вознаграждение за свои похвальные усилия, так и тот, кто пренебрегает природным даром разума, полученным от Бога, достоин осуждения, поскольку он презрел полученный дар: ведь лень это грех.
Без помощи благодати наставление входит только в уши, но никогда не достигает глубины сердца; оно производит внешний шум, но не доставляет никакой внутренней пользы. Слово Божие, вошедшее в уши, достигает глубины сердца тогда, когда благодать Божия внутренне касается человеческого духа, чтобы дать ему разумение.
Источник: La liturgie des Heurs, v. II, p. 1293, Paris 1980
Соборная молитва дня (Collecta)
Exáudi, quæsumus, Dómine, preces nostras,
quas in beáti Isidóri commemoratióne deférimus,
ut Ecclésia tua eius intercessiónibus adiuvétur,
cuius cæléstibus instrúitur disciplínis.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.
Услышь, мы просим, Господи, молитвы наши,
что в память блаженного Исидора Тебе возносим,
да Твоя Церковь, которую учением небесным наставлял он,
будет его предстательством поддержана.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.