"В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО"

Сегодня на дневной литургии читается Пролог Евангелия от Иоанна (Ин 1,1-18):

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в нача­ле у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для сви­детельства, что­бы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.

Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходя­щего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не по­знал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приня­ли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, кото­рые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн сви­детельствует о Нем и, вос­к­ли­цая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благо­дать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произо­шли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил».

У кого не закружится голова, слыша такие слова? У кого в ушах они не отзовутся звоном небесных колоколов? «В начале было Слово» — откуда он мог знать, про­с­той рыбак, что было в начале? Ведь он не изучал ни философии, ни богословия, не обучался в академиях, не наблюдал движения небесных тел в обсерваториях… Муд­рейшие из мудрых, сколько мир стоит, задаются вопросом, что же было в нача­ле? «В начале был огонь», — учат одни. «Нет, в начале была вода!» — возражают другие. «В начале был первовзрыв!» — говорят нам те­перь. «Нет, никакого начала вообще никогда не было, всё только продолжается, ни разу не начавшись!» — та­кое тоже ведь звучит, как и звучало, и вся эта разноголосица сегодня раздаётся точно так же, как раздавалась она тогда, когда Иоанн написал: «В начале было Слово». Откуда он мог это узнать? — Мы знаем, откуда.

Умирая на кресте, Иисус сказал Своей Матери, указывая на Иоанна: «Се, сын Твой». А Иоанну, указывая на Пресвятую Деву: «Се, Матерь Твоя!». И после этого Иоанн «взял Её к себе» (Ин 19,26-27), и у него Она провела последние годы Своей земной жизни. Они, конечно, много разговаривали о Христе. Им было, что расска­зать друг другу, но у Девы Марии было гораздо больше, о чём рассказывать. Ведь сколько времени Иисус провёл с учениками, с Иоанном и другими, сколько Он вре­мени вообще проповедовал народу? — Три года! А сколько времени Он провёл со Своей Матерью? — Тридцать лет; в де­сять раз больше! И стало быть, это Она была Его первой и самой луч­шей Ученицей, «сохраняя все слова сии в сердце Своем» (Лк 2,51). Причём учил он Её не только словами, но прежде всего обще­нием, собствен­ным примером, совместной жизнью. Вот откуда это знание Начала, вот Чей голос мы слышим в словах святого Иоанна.

И вот сегодня это Слово, Которым сотворена вселенная, становится плотью, нашей с вами плотью, которую Он отдаёт за спасение мира и посредством которой Он со­единяется с нами в Евхаристии. Слово, Ко­торое было в начале, Слово, через Кото­рое всё начало быть и без Ко­торого ничто не начало быть, что начало быть, сегодня поселяется с нами, соединяется с нами и в нас пребывает! У кого не закружится го­лова, слыша такие слова? У кого в ушах они не отзовутся звоном колоколов небес­ных?

С РОЖДЕСТВОМ ГОСПОДНИМ!

Комментарии 0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *