24 декабря
Воспоминание святых Адама и Евы, прародителей
Нашим прародителям принадлежит среди святых уникальное место. Начать с того, что все остальные святые, кроме Непорочно Зачатой Пресвятой Богородицы, рождались грешными, а умирали святыми. Адам и Ева наоборот — были сотворены святыми, не знавшими греха, страданий и смерти, а умирали, сделавшись грешниками. Вот и на изображении мы видим их в момент грехопадения: самый частый сюжет посвящённой им иконографии. Лишь на некоторых иконах, посвящённых Воскресению Христову, изображается Христос, выводящий из ада праведных людей, живших до Его пришествия, и первыми среди них шествуют, разумеется, Адам и Ева. Ибо их жизнь после изгнания из рая была, по утверждению таких авторитетов, как св. Августин, богобоязненной и праведной. В это легко поверить: богобоязненности с праведностью из поколения в поколение становится всё меньше; этот процесс когда-то уже завершился потопом, однако Ной не мог превосходить своею праведностью собственных прародителей! Он мог лишь сохранить её чуть больше, чем сохранилось у его современников, ибо все естественные процессы стремятся к затуханию, а освящающая благодать, которая привносит сверхъестественное в наше существование, тогда ещё не действовала.
Впрочем, сегодня подвергается сомнению не то что праведность, а даже самое существование наших прародителей. В самых что ни на есть церковных кругах, и католических, и православных, ширится убеждение, что Адам и Ева это символ, поэтическое обобщение, миф, а так на самом деле это была, конечно, какая-то группа, в лоне которой выделить одну конкретную пару, что вот они мол уже люди, а все вокруг пока что обезьяны, не представляется возможным. Ну, хорошо, Священное Писание им перетолковать — раз плюнуть, а папские энциклики и вовсе нипочём, но хотя бы такой бесспорный факт, что раз есть я, то у меня есть или были родители, и то же самое для каждого человека на земле, и родословная любого из нас восходит к одной какой-то определённой паре, а не ко «группе родителей», это им в голову не приходило? — Как видно, нет, но спорить с ними мы сейчас не будем. Как бы то ни было, в официозном церковном издании Bibliotheca Sanctorum святые Адам и Ева упоминаются. Нет, правда, формуляров для богослужения, нет и посвящённой им особой литургической молитвы. Но в подобных случаях предписано пользоваться общими формулярами и молитвами. Воспользуемся же, и сотворим Соборную молитву о Святых:
Соборная молитва (Collecta)
Deus, qui solus es sanctus, et sine quo nullus est bonus,
intercessióne beátorum Adamis et Hevæ iube nos tales fíeri,
qui non debeámus tua glória privári.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.
Боже, Который один Святый, и без Тебя никто не благ,
предстательством блаженных Адама и Евы такими сотвори нас,
что не лишимся никогда Твоей мы славы.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.
_________________________
Святые Адам и Ева, радуйтесь! Плотью, унаследованной от вас,
не возгнушался Сам Господь, и в ней воскрес Он!
Радуйтесь, Адам и Ева, радуйтесь!
И с вами радуемся и мы тоже:
РАДУЕМСЯ РОЖДЕСТВУ ХРИСТОВУ, ПРИНЕСШЕМУ НАМ ВОСКРЕСЕНИЕ, АЛЛИЛУЯ!