СО СВЯТЫМИ КО СПАСЕНИЮ: Святой Иоанн от Креста (Сан Хуан де ла Крус)

14 декабря
ПАМЯТЬ СВ. ИОАННА ОТ КРЕСТА, СВЯЩЕННИКА И
УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ

Хуан (Иоанн) де Йепес Альварес (Juan de Yepes Álvarez) был третьим ребёнком в се­мье Гонсало де Йепес и Каталины Альварес. Он появил­ся на свет в 1542 г. в де­ре­в­не Фонтиверос, в окрестностях Авилы (Ис­пания). Семья жила очень бедно, по­с­коль­ку родные отказались от Гонсало за то, что он, идальго, женился на простолю­дин­ке. Но стало ещё тяжелее, когда Гонсало скончался. Хуану было тогда два с по­ло­ви­ной года. В то же время скончался младший братишка Хуана, и мать с оставши­ми­ся детьми переселилась сперва в Аревало (1548), а затем в Медина дель Кампо (1551). Хуан был помещён в приют, а когда подрос, стал работать в госпитале. По­сле этого он перепробо­вал множество занятий: работал ткачом, портным, резчиком, худож­ником, ризничим, наконец санитаром в Медине. На заработанные деньги по­ступил в иезуитский колледж в Медине, где обучался с 1559 по 1563 г. В 1563 г. он поступил в кармелитский монастырь в Медине и взял себе имя «Иоанн от св. Мат­фея». Ему был тогда 21 год. После изучения философии и богословия в Саламанке, в 25 лет получил ру­коположение во священство (1567).

В том же самом году святой познакомился со св. Терезой Авильской, которая к тому времени уже приступила к реформе ордена карме­ли­ток. Эти две души по-братски сблизились и приняли решение при­ложить все усилия для реформы обеих — жен­с­кой и мужской — семей кармелитского ордена, утратившего к тому времени перво­начальное рвение. В следующем, 1568 году, св. Тереза убедила одного дворяни­на пожертвовать дом для основания первого реформированного мона­стыря в Дуруэло. Там поселился св. Иоанн (Хуан) с двумя друзьями, которых он привлёк к делу ре­формы. 28 ноября того же года они при­несли обеды выполнять первоначальный (более суровый) устав орде­на. Иоанн избрал тогда себе имя Иоанна от Креста. Он принял реше­ние хранить верность реформе, «хотя бы пришлось заплатить за это жизнью». В дальнейшем ему представился случай доказать такую свою верность.

В 1569-1571 гг. он исполнял обязанности наставника новициев. В 1570 г. мона­ст­ырь пришлось перенести в Пастрану. В 1571 г. Иоанн стал ректором первого кар­ме­литского монастыря в Алкале, который принял реформу. Одновременно он испол­нял обязанности исповедни­ка реформированных кармелиток в Авиле (1572-1577).

В активности св. Иоанна руководители ордена усмотрели угрозу. Они опасались раз­деления ордена. На святого посыпались предостереже­ния и выговоры. Святой не реагировал, и тогда он был схвачен в Авиле в ночь со 2 на 3 декабря и силой до­ставлен в Толедо. Заклю­чённый в монастырскую тюрьму, он не только был лишён свободы, но был обречён на голод и частое бичевание. Единственным источником света в темнице, при котором святой мог читать часослов, был тонкий солнечный лучик, но чтобы дотянуться до него, святому приходилось взбираться на табурет и держать свой часослов на вытянутых руках: он был, к тому же, невысокого роста. Святой, однако, не сломился. По его собственному выражению, «во чреве кита» он провёл долгих 9 месяцев. Но в эти тягостные месяцы Господь Бог одарял его обиль­ными потоками мистических утешений. «Тёмная ночь» долгого заточения послужи­ла для него опытом того тягостного состояния, когда Бог по видимости покидает Сво­их избранных, чтобы полностью их очистить и избавить от беспорядочных жела­ний, чувств и привязанностей. Именно здесь, в темнице, как следствие этого бес­ценного опыта, сложились первые строфы его замечательного мистического сочи­нения «Песнь духовная», как и замысел выдающегося трактата «Тёмная ночь ду­ши». Здесь он сочинял также многочисленные песнопения и стихи, которые распе­вал себе в утешение.

15 августа 1578 г. (на праздник Взятия в Небо Пресвятой Богороди­цы) Иоанну уда­лось бежать из монастырской темницы в Толедо после долгой и тщательной подго­товки. Братья, до которых ему удалось до­браться, приняли его с великой радостью. 9 октября того же года он был избран настоятелем монастыря в Хаэне в Андалузии, а в следую­щем году он основал новый монастырский дом в Баэзе, где оставался на­стоятелем до 1582 г. В 1581 г. из монастырей реформированных кармелитов (кото­рых стали называть «босоногими кармелитами» в от­личие от традиционных «обу­тых») была составлена отдельная про­винция, на что дал позволение Папа Григорий XIII специальным бре­ве от 22 июля 1560 г.

Страдания св. Иоанна ради обновления ордена стали приносить пло­ды. Ревностные братья видели в нём мученика за правое дело и стали склоняться к реформе. Мно­жились также новые монастыри благодаря щедрости духовных и светских вельмож. В 1582 г. Иоанн был назна­чен настоятелем монастыря в Гренаде, а в 1585 г. капи­тул избрал его викарием провинции Андалузия. Через два года святой отказался от этой должности и вновь был назначен настоятелем монастыря в Гре­наде (1587).

Когда число реформированных монастырей умножилось и стали воз­никать новые провинции, Папа Сикст V разрешил избрание особого викария для реформирован­ных провинций, но генерал ещё оставался общим для обеих ветвей кармелитского ордена. Папа тогда ещё со­х­ранял надежду, что весь орден примет реформу. В 1588 г. состо­ялся первый генеральный капитул реформированных провинций.

Подобно тому, как во времена св. Франциска Ассизского проявились тенденции смяг­чить его суровый устав, так и в данном случае взяло верх стремление к облег­чению устава. Св. Иоанн был отставлен со всех должностей и закончил жизнь рядо­вым монахом в монастыре в Убеде в ночь с 13 на 14 декабря 1591 г., не дожив и до 50-ти лет. Умирал он в одиночестве, ибо св. Терезы Авильской к тому времени уже давно не было на этом свете: она перешла на небо 4 октября 1582 г.

Более всего св. Иоанн от Креста прославился благодаря своим сочи­нениям, которых сохранилось 22. Было их значительно больше, но многое сожгли сразу после его смер­ти, опасаясь, как бы оно не послужило в качестве обвинительного материала для противников ордена. Оставшиеся сочинения представляют собой безмерную ценность для христианской мистики. Важнейшие из них это «Восхождение на гору Кармель», «Тёмная ночь души», «Песнь духовная», «Живое пламя любви»: подлин­ные жемчужины в мировой мистической литературе. Сегодня эти сочинения переве­дены практически на все языки мира. Никто дотоле не подвергал мистические со­с­тояния такому тонкому анализу, как св. Иоанн от Креста. Св. Тереза Авильская так­же оставила важнейшие труды в области христианской мистики, но её подход был скорее со стороны практической, тогда как у св. Иоанна — со стороны бого­словских основ. Св. Иоанн обладал также выдающимися художественными способ­ностями. Умел простым рисунком наглядно изобразить самые сложные мистические пути. Это, пожалуй, единственный пример такого рода во всей истории католиче­ской ми­стики.

Мощи св. Иоанна от Креста покоятся в церкви кармелитов в Сеговии. К лику бла­жен­ных он был причтён в 1675 г. Папой Климентом X, ка­нонизирован в 1726 г. Бе­недиктом XIII, а в 1926 г. Папа Пий XI про­возгласил его Учителем Церкви.

В иконографии св. Иоанн от Креста изображается в кармелитском ха­бите. Его атри­буты: раскрытая книга, распятие, лилия, орёл у ног.

Источник: ILG

СЛУЖБА ЧТЕНИЙ

Из «Песни духовной» св. Иоанна от Креста, священника
(Редакция В, строфы 36-37)

Познание тайны, сокрытой во Христе Иисусе

Несмотря на все тайны и чудеса, которые открыли святые учители и созерцали свя­тые души здесь на земле, большую часть этого всего предстоит ещё высказать или хотя бы осознать. То, что содержится во Христе, неисчерпаемо! Это как изобильная шахта с бесконечными жи­лами, которые содержат бесчисленные сокровища; можно черпать из неё сколько угодно, но никогда не доберёшься до конца, больше того, каждый изгиб заключает в себе там и тут всё новые жилы с но­выми сокровищами, как говорит св. Павел, что во Христе «сокрыты все сокровища премудрости и веде­ния» (Кол 2,3). Но душа не может ни углубиться в них и ни достичь их, если толь­ко, как мы уже сказа­ли, она сперва не погрузится во глубину внешних и внутрен­них стра­даний; кроме того, ей необходимо получить обильные милости Божии как для разума, так и для чувств, и долго упражняться в духовной жизни. Ибо милости эти низшего порядка, и служат приготовлением к достижению высоких сокровищ познания Христовых тайн, наивысшей премудрости, какой только можно достичь на земле.

О, если бы люди уразумели наконец, что невозможно достичь глуби­ны премудро­сти и богатств Божиих, не погрузившись в глубину все­возможных страданий, в них полагая свою радость и стремления (что­бы «постигнуть со всеми святыми, что ши­рота и долгота, и глубина и высота» (Еф 3,18))! Душа, поистине желающая мудро­сти, поистине желает и того, чтобы глубже погрузиться в глубины Креста, который есть путь жизни; однако мало кто вступает на этот путь. Все желают по­грузиться в глубины премудрости, богатств и утешений Божиих, но мало кто желает погрузить­ся в глубину страданий и скорбей, пережи­тых Сыном Божиим. Можно сказать, что многие желали бы достичь конца, не вступая на путь и не употребляя средств, к нему ведущих.

Источник: La Liturgie des Heures, v. I, p. 1307, Paris 1980

Соборная молитва дня (Collecta)

Deus, qui sanctum Ioánnem presbýterum
perféctæ sui abnegatiónis et crucis amatórem exímium effecísti,
concéde ut, eius imitatióni iúgiter inhæréntes,
ad contemplatiónem glóriæ tuæ perveniámus ætérnam.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.

Боже, святого священника Иоанна совершенным в самоотречении
и в любви ко кресту превосходным соделавший,
благоволи, да в подражании ему подвизаясь постоянно,
созерцания славы Твоей мы вечной достигнем.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *