4 декабря
Воспоминание св. Иоанна Дамаскина,
священника и Учителя Церкви
Иоанн родился ок. 650 (или 675) г. в Дамаске, в христианской арабской семье. Его отец Сарбун (Сергий) ибн Мансур занимал при дворе халифа высокий пост логофета, что значит, представителя христианского населения Сирии, которое арабы застали здесь при её завоевании и к которому какое-то время относились толерантно. (По другим источникам, название должности означало «казначея». — А. М.). Благодаря такому положению отца, для Иоанна были доступны все лучшие школы. Достигнув совершеннолетия, он перенял у отца его должность. В возрасте ок. 50 лет он вместе со своим приёмным братом Косьмой Маюмским оставил Дамаск и, движимый жаждой совершенной жизни, поступил в монастырь св. Саввы близ Иерусалима. Вскоре Патриарх Иоанн V рукоположил его во священника.
Иоанн служил Церкви своими обширными познаниями и красноречием. Многие годы был советником Патриарха. Решительно выступал против иконоборцев, написав три «Защитительных слова против порицающих святые иконы». Кроме этого, святой посещал различные церкви и монастыри, чтобы сплотить против императора, вдохновлявшего иконоборческую ересь, единый защитный фронт. Наряду с этим он написал изложение христианского вероучения «Источник знания». Именно это последнее доставило ему наибольшую славу, будучи синтезом святоотеческого богословия. Иоанн прославился и как поэт своей замечательной гимнографией, в частности, гимном в честь Пресвятой Богородицы «О Тебе радуется, Благодатная». Скончался ок. 753 (или 777) г. в возрасте 102 лет в монастыре св. Саввы. Его мощи пользовались огромным почитанием, в келье, в которой он жил, устроили часовню. Сюда приходили многочисленные паломники, прибывавшие в Иерусалим. В дальнейшем мощи святого были перенесены в Константинополь, и были, очевидно, уничтожены при захвате города турками в 1453 г.
Св. Иоанн Дамаскин считается последним из восточных Отцов Церкви. Ему удалось осуществить синтез христианского вероучения с дотоле недостижимой полнотой. Его основной труд «Источник знания» состоит из трёх частей: «Философские главы» — философское введение в догматику, «О ста ересях вкратце» — об истории ересей с их разбором, и «Точное изложение православной веры», которое остаётся актуальным и востребованным по сей день. Первый его перевод на латынь появился только в XII в., но с тех было осуществлено множество переизданий и переводов на многие языки.
Св. Иоанн Дамаскин был также талантливым религиозным поэтом, автором знаменитых канонов Восточной Церкви. Особенно прекрасен и совершенен его канон на день Воскресения Господня, а также каноны на погребение.
Благодаря таким выдающимся заслугам он справедливо приобрёл в 1890 г. титул Учителя Церкви. Является патроном фармацевтов, иконописцев, сакральных живописцев.
В иконографии св. Иоанн Дамаскин изображается в момент, когда ангел исцеляет его, прикладывая к нему его отрубленную руку. Его атрибуты: книга, писчее перо.
Источник: ILG
Об отрубленной руке св. Иоанна Дамаскина рассказывается следующее:
По преданию, с именем Иоанна связывают возникновение одного из типов икон Богородицы. Когда в Византии возникла ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром, Иоанн написал три трактата в защиту иконопочитания и направил их императору. Лев Исавр пришёл в ярость, но ничего не мог сделать, так как Иоанн не был подданным его империи. Чтобы помешать Иоанну писать труды в защиту икон, император прибег к клевете. От имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и ответ на него императора были направлены халифу. Иоанн был отстранен от должности и наказан отсечением кисти правой руки, которая была повешена на городской площади. Спустя некоторое время Иоанн получил отсеченную руку обратно и, затворившись у себя, приложил кисть к руке и стал молиться перед иконой Богородицы. Через некоторое время он заснул, а проснувшись обнаружил, что рука чудесным образом приросла. В благодарность за исцеление Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку, которая воспроизводится на многих списках иконы, получившей именование «Троеручица». Также в благодарность об исцелении им было написано песнопение «О Тебе радуется…».
Вот после какого события Иоанн решил оставить службу у калифа и полностью посвятить себя служению Богу. Калиф, поражённый чудом, убедился в его невиновности и хотел вернуть ему должность, но Иоанн удалился в монастырь. О начале его монашеского служения передаётся следующее:
По уставу этой обители каждый вновь прибывший инок должен был поступать под надзор опытного в духовной жизни старца. Игумен стал искать такого наставника для Иоанна, но большинство монахов отказалось, не желая быть учителем человека, чья ученость была известна всему Востоку. Наконец один из них согласился наставлять Иоанна и прежде всего решил отучить его от мирской гордыни: запретил ему писать послания и даже вести разговоры о светских науках. Иоанн повиновался этому запрету и стал добросовестно исполнять все возложенные на него поручения. Однажды старец велел ему отнести корзины на дамасский рынок и продать их там, хотя и знал, что Иоанну тяжело заниматься таким презренным делом в городе, где все хорошо помнили его величие. Иоанн беспрекословно исполнил это поручение. Отдохновение он нашел в церковной поэзии и в короткий срок сочинил несколько надгробных тропарей, отличавшихся исключительной трогательностью (многие из них до сих пор употребляются при отпевании умерших). Наставник Иоанна увидел в этом занятии еще одно проявление гордыни и наложил на него строгую епитимью, повелев очистить своими руками все отхожие места в лавре. Иоанн смиренно выполнил и это неслыханное требование теми самыми руками, которые прежде умащал дорогими ароматами. После этого старец простил его, но по-прежнему запрещал писать. Видя его непреклонную суровость, Богородица явилась однажды к нему в ночном видении и сказала: «Зачем ты заграждаешь источник, могущий источать сладкую и изобильную воду? Не препятствуй источнику течь. Пусть жаждущие стремятся к этой воде». Старец смутился и больше не запрещал Иоанну писать.
Источник: ru.orthodoxwiki.org
На этот сюжет написано множество художественных произведений, в частности, замечательная поэма Алексея Константиновича Толстого «Иоанн Дамаскин».
Соборная молитва дня (Collecta)
Præsta nobis, quæsumus, Dómine,
sancti Ioánnis presbýteri précibus adiuvári,
ut vera fides, quam ille excellénter dócuit,
sit semper lux et fortitúdo nostra.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.
Подай нам, просим, Господи,
молитвами святого Иоанна священника поддержанным,
да вера истинная, какой учил он превосходно,
будет всегда нашим светом и крепостью.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.
«О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,
Ангельский собор и человеческий род,
Освященный Храме и Раю Словесный,
Девственная похвало. из Неяже Бог воплотися
И Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш.
Ложесна бо Твоя Престол сотвори.
И чрево Твое пространнее небес содела.
О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе».