СО СВЯТЫМИ КО СПАСЕНИЮ: Святой Климент Римский

23 ноября:
Св. Климент Римский, Папа и мученик

Св. Папа Климент I был третьим, после Лина и Клета, преем­ником св. Петра на Рим­ской епископской кафедре и, следо­вательно, четвёртым Папой Римским. Управлял Церковью в 88-97 гг. Сведений о его жизни сохранилось немного. Со­об­щается, что он был рабом иудейского происхождения. Из рабства его выку­пил римский патриций Климент, и будущий Папа в знак благодарности принял его имя. Согласно Тертул­лиа­ну, был крещён и получил рукоположение во свя­щенство из рук св. Апостола Пет­ра; ве­роятно, был знаком и со св. Па­влом. Яв­ляется автором послания к христианам Ко­ринфа, где Церковь переживала вну­тренние неустройства. Тамошние верующие от­ка­зали в повиновении своим пре­свитерам, а те прибегли к Папе, и его послание явилось откликом на эту апел­ля­цию. Тем самым, этот документ является значитель­ным свидетельством авто­ритета и значения Римского Епископа с самого начала су­ществования Церкви. По­слание отличается прекрасным стилем и представляет собой бесцен­ный па­мят­ник по­слеа­постольской раннехристианской литературы. Имя Кли­мента упо­ми­нается в Послании св. Павла к Филиппиийцам (Флп 4,3), однако неиз­вестно, идёт ли тут речь о том же самом человеке.

Христианская традиция передаёт, что Климент принял мученическую смерть в 97 ли­бо 101 г. Был сослан из Рима в Херсонес Тавридский (на территории ны­неш­него Кры­ма), где работал в каменоломнях вместе с другими 2 000 осуждён­ными христиа­нами, и возвещал там Евангелие, за что был приговорён к смерти. Его бросили в Чёрное море с якорем на шее. В 868 г. св. Кирилл во время свое­го пребывания в та­мошних мес­тах обрёл реликвии св. Климента и доставил их в Рим, где Папа Адриан II  принял их с большим почётом и поместил в посвящён­ной мученику базилике. Имя св. Кли­мента упоминается в Римском Евхаристиче­ском Каноне. Он является покрови­телем славянских народов, а также де­тей, шахтёров, каменщиков, шляпников и мо­ряков.

В иконографии св. Климент изображается в понтификальных облачениях. Его атри­буты: Агнец из Апокалипсиса, якорь, который был привязан к его шее, кни­га, малый крест, паллий.

Источник: ILG

СЛУЖБА ЧТЕНИЙ

Из Послания св. Климента Римского Коринфянам
(35,1-5; 36,1-2; 37,1.4-5; 38,1-2.4)

Предивные дары Божии

Как блаженны и чудны дары Божий, возлюбленные, жизнь в бессмертии, сияние в правде, истина в свободе, вера в уповании, воздержание в святости: все это доступ­но нашему разумению. Какие же дары еще уготовляются ждущим? Тво­рец и Отец ве­ков, Всесвятой, Он Сам знает их величие и красоту. Итак, употре­бим все усилия быть в числе уповающих на Него, чтобы участвовать в обето­ванных дарах. Каким же образом это будет, возлюбленные? Если ум наш будет утвержден в вере в Бога; если будем искать того, что Ему угодно и приятно; если будем исполнять то, что согласно с Его святою волею, и ходить путем ис­тины, отвергнув от себя всякую неправду и без­законие, любостяжание, распри, злонравие и коварство, клевету и злословие, не­честие, гордость и спесь, тщеславие и негостеприимность.

Таков путь, возлюбленные, которым мы обретаем наше спасение, Иисуса Хри­ста, Первосвященника наших приношений, заступника и помощника в немощи нашей. Посредством Его взираем мы на высоту небес: через Него, как бы в зеркале видим чистое и пресветлое лицо Его; через Него отверзлись очи сердца нашего; через Него несмысленный и омраченный ум наш проникает в чудный Его свет; через Него вос­хотел Господь, чтобы мы вкусили бессмертного знания. Он, будучи сиянием величия Его, столько превосходнее ангелов, сколько слав­нейшее перед ними наследовал имя.

Итак, братья! Будем всеми силами воинствовать под святыми Его повелениями. [В войске] Ни великие без малых, ни малые без великих не могут существовать. Все они как бы связаны вместе, и это доставляет пользу. Возьмем тело наше: голова без ног ничего не значит, равно и ноги без головы, и малейшие члены в теле нашем нужны и полезны для целого тела; все они согласны и стройным подчинением слу­жат для здравия целого тела.

Так пусть будет здраво и все тело наше во Иисусе Христе, и каждый повинуется ближнему своему сообразно со степенью, на которой он поставлен дарованием Его. Сильный не пренебрегай слабым, и слабый почитай сильного; богатый по­давай бед­ному, и бедный благодари Бога. что Он даровал ему, через кого может быть воспол­нена его скудость. Мудрый показывай мудрость свою не в словах, но в добрых де­лах. Смиренный не сам о себе свидетельствуй, но предоставляй другому дать о тебе свидетельство.

Итак, все имея от Него, мы должны за все благодарить Его, Ему слава во веки веков. Аминь.

Целиком послание св. Климента Римского Коринфянам можно прочитать здесь.

Соборная молитва дня (Collecta)

Omnípotens sempitérne Deus,
qui in ómnium sanctórum tuórum es virtúte mirábilis,
da nobis in beáti Cleméntis ánnua commemoratióne lætári,
qui, Fílii tui sacérdos et martyr,
quod mystério gessit, testimónio comprobávit,
et quod prædicávit ore, confirmávit exémplo.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.

Всемогущий вечный Боже, всех святых Твоих сила чудесная,
дай нам ежегодному воспоминанию блаженного Климента радоваться,
который, Сына Твоего священник и мученик,
в таинствах явленное подтверждал свидетельством
и подкреплял примером устами проповеданное.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *