13 ноября, в Польше:
ПАМЯТЬ СВВ. БЕНЕДИКТА, ИОАННА, МАТВЕЯ, ИСААКА И КРИСТИНА,
ПЕРВЫХ ПОЛЬСКИХ МУЧЕНИКОВ
В 1001 г. германский император Оттон III, дружелюбно настроенный к польскому властителю Болеславу Храброму, предложил основать на польских землях монастыри, которые бы возвещали Слово Божие славянам. Для осуществления своего замысла император решил воспользоваться помощью своего родственника — епископа Брунона (Бруно) из Кверфурта, верного товарища св. Войцеха, знавшего славянские земли. Брунон взял себе в спутники брата Бенедикта.
Бенедикт (род. 970) происходил из знатного итальянского рода из Беневента. Родители уже ребёнком предназначили его для духовного звания и высоких церковных должностей, однако подросший Бенедикт избрал пустынножительство. Через какое-то время он присоединился ко св. Ромуальду, а также подружился и с другим пустынником — Иоанном, который жил на склоне Монте-Кассино и был старше него на 30 лет.
Иоанн (род. 940) происходил из семьи венецианских патрициев. Вместе с дожем Петром I Орсеоло тайно покинул Венецию, чтобы поступить в бенедиктинский монастырь в окрестностях Перпиньяна в Южной Франции. Это была одна из сенсаций Средневековья. В монастыре Иоанн проводил пустынническую жизнь, а затем переселился ко св. Ромуальду, где и подружился с Бенедиктом. Отличался твёрдостью, плодотворностью в действиях и высокой культурой. Оба они вместе с Бенедиктом какое-то время были отшельниками.
По прибытии ко двору Болеслава Храброго в начале 1002 г., Бенедикт и Иоанн основали пустынь в деревне Святой Войцех (ныне Войцехово) под Мендзыжечем на земле, которую им подарил король. Вскоре к ним присоединились поляки знатного (возможно, даже княжеского) рода, ревностные братья Матвей и Исаак, ставшие новициями, а также Кристин — монастырский слуга, происходивший, вероятно, из ближней деревни.
Отшельники посвятили себя пустыннической жизни, но прежде всего миссионерским трудам. Бенедикт с Иоанном выучили польский язык. Они ожидали прибытия епископа Брунона, который сперва отправился в Рим за папским благословением для миссии, но так и не дождались. В ночь с 10 на 11 ноября 1003 г. на них напали разбойники и убили их. Первые удары мечом получил св. Иоанн, следом был убит Бенедикт. Исаака убили в соседней келье. Матвей был заколот копьями, когда выбежал из кельи в сторону церкви. Живший отдельно Кристин ещё пытался защищаться, но и он разделил судьбу своих товарищей. Вскоре после этого, в 1006 г., св. Брунон написал «Житие пяти братьев-мучеников». Это первые польские святые мученики, которых Папа Иоанн XVIII прославил уже в начале XI в. Они являются покровителями Зеленогурско-Гожовской диоцезии, где их память справляется как праздник.
В иконографии Пять Братьев-Мучеников изображаются в белых облачениях камельдулов. Их атрибутом является пыточное колесо.
Источник: ILG
СЛУЖБА ЧТЕНИЙ
Из Жития Пяти Братьев-Мучеников,
написанного св. Бруноном, епископом и мучеником
Дивен Бог во святых Своих
Держа в левой руке свечу, а в правой меч, внезапно предстал перед пробудившимися святыми злобный убийца с ужасным лицом. Иоанн, зерцало терпения, который лучше знал язык и от имени всех обычно отвечал приходящим, а теперь ему предстояло освятиться через мученичество, начал говорить такими словами: «Друг, для чего ты пришёл и что хотят эти вооружённые люди?» Ошеломлённый разбойник, который сейчас очень жалеет, что сотворил добро, совершая зло, отвечает: «Властитель этой земли, Болеслав, прислал нас, чтобы мы немилосердно вас связали». Усмехаясь, святой сказал на это: «Никогда не давал такого приказа добрый князь, который, ради любви Божией, очень нас любит. Что клевещешь напрасно, сын мой?» На что убийца в ответ: «Но мы хотим вас убить, для того и пришли». А святой Иоанн произнёс: «Бог да поможет вам и нам!» На эти слова побледневший убийца выхватил из ножен жестокий меч и убил его, нанеся две раны этому святому телу.
А следом ту особо драгоценную жемчужину, блаженного Бенедикта, который спешил к остальным, убил сильным ударом в середину чела, так, что высоко брызнувшая кровь обильными струями обагрила стены, и, как это можно видеть доселе, разлившись вокруг, расцветила дом красивыми пятнами.
Один же из тех двоих, что были из страны славянской и славянской речи, которые в святом призвании последовали за учителями Бенедиктом и Иоанном, по имени Исаак, третий в череде, человек крепкого телосложения, внезапно разбуженный, двукратно воззвал: «Боже, помоги! Боже, помоги!» Благородное воззвание, согласное со словами: «Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник — и безопасен» (Притч 18,11). И когда хотел подняться так, как для молитвы, почувствовал у себя в голени лезвие яростного меча, а когда вознёс руки, получил второй немилосердный удар в набожные руки. Сам же Исаак, изумлённый, что по повелению Христа, Избавителя всех, верующих в Него, в дом пришёл желанный конец, долгожданная смерть, ибо через мученичество человек сбрасывает великое бремя умножающихся грехов, которое нёс на себе, выразил радость сердца такими словами: «Благо нам, — сказал, — тем, кто лишь по милосердию Спасителя достигли такой доброй ночи и такого счастливого часа, которого никак не заслужили всеми нашими добрыми делами». И прибавил: «Да благословит вас Господь, ибо вы делаете доброе для нас».
Затем Матвей, испуганный чрезвычайными событиями, тщетно пустился наутёк из дома; пробитый копьями, он подошёл поближе к церкви, где лёг на землю, растянувшись всем телом, как для молитвы.
Кристин же, их кухарь, брат которого в тот вечер ушёл в деревню, согласно слов: «Один возьмется, а другой оставится» (Лк 17,34), оборонялся куском дерева, и не зная об убийстве братьев, тщетно звал их на помощь, ибо, умершие телом, они его не слышали. Вышеупомянутый Кристин, поскольку был привязан к убитым, как достойная любви и угодная в их службе особа, был причислен к четверым безбожно убитым святым, как пятая жертва, по великой милости Того, из пятой раны на боку Которого излилась кровь и вода спасения, благодаря чему люди обретают прощение грехов.
Источник: ILG
Соборная молитва дня (Kolekta)
Boże, Ty uświęciłeś początki wiary w narodzie polskim
krwią świętych męczenników Benedykta, Jana, Mateusza, Izaaka i Krystyna,
wspomóż swoją łaską naszą słabość,
abyśmy naśladując Męczenników, którzy nie wahali się umrzeć za Ciebie,
odważnie wyznawali Cię naszym życiem.
Przez naszego Pana Jezusa Chrystusa, Twojego Syna,
który z Tobą żyje i króluje w jedności Ducha Świętego,
Bóg, przez wszystkie wieki wieków. Amen.
Боже, освятивший начатки веры польского народа
кровию святых мучеников Бенедикта, Иоанна, Матвея, Исаака и Кристина,
укрепи нашу слабость Твоей благодатью,
да, подражая мученикам, которые умереть за Тебя не колебались,
отважно будем исповедовать Тебя своею жизнью.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.