2 ноября:
День Всех Усопших Верных
В этот день Церковь совершает литургическое воспоминание всех верующих во Христа, уже отшедших с этого света и пребывающих теперь в чистилище. Убеждённость в существовании чистилища является одним из догматов нашей веры.
Обычай справлять День Поминовения установил в 998 г. св. Одилон (+ 1048), четвёртый по счёту настоятель бенедиктинского аббатства Клюни во Франции. Поначалу этой практике следовали только бенедиктинские монастыри, но вскоре их примеру последовали и другие монашеские ордены, а также диоцезии. К XIII в. особое литургическое поминовение всех усопших распространилось во всей Церкви на Западе. В XIV в. стали совершаться процессии на кладбище с четырьмя стациями. Пятая стация совершалась уже в церкви, по возвращении с кладбища. Во время стаций читались молитвы за усопших и воспевались скорбные песнопения. В Польше традиция отмечать День Поминовения начала складываться уже в XII в., а с конца XV в. она была известна во всей стране. В 1915 г. Папа Бенедикт XV, по просьбе аббата-примаса ордена бенедиктинцев, разрешил в этот день каждому священнику служить три мессы: в интенции верных, за всех усопших верных и в интенции Святейшего Отца.
За благочестивое посещение кладбища в дни с 1 по 8 ноября вместе с молитвой за усопших можно получить полную индульгенцию (отпуст).
Источник: ILG
СЛУЖБА ЧТЕНИЙ
Проповедь св. Амвросия на годовщину смерти его брата Сатира
Умрём со Христом, чтобы вместе с Ним воскреснуть к жизни
Мы видим, что смерть это приобретение, а жизнь это мучение, вот почему Павел говорит: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп 1,21). Что же такое Христос, как не смерть тела и дух, дающий жизнь? Посему умрём со Христом, чтобы вместе с Ним воскреснуть к жизни. Нам нужно каждый день приучать и приготавливать себя к смерти, чтобы наша душа научилась отрываться от материальных пожеланий и утверждалась в горнем, куда земные чувствования не могут дотянуться и облепить её. И тогда она получит подобие смерти, чтобы не подвергнуться каре смерти. Действительно, закон плоти противится закону духа и стремится ввести его в грех. Но где же от этого лекарство? «Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим 7,24) — Благодать Божия, через Иисуса Христа, Господа нашего.
У нас есть врач, примем же лекарство. Наше лекарство это благодать Христова, а наше тело это тело смерти. Итак, будем чужими для тела, чтобы не быть чужими для Христа. Находясь в теле, не будем следовать телесному, не пренебрегая правами природы, но предпочитая дары благодати.
Что к этому прибавить? — Мир искуплен был смертью одного. Ибо Христос мог бы не умирать, если бы того пожелал. Но Он не посчитал нужным избегнуть смерти, как чего-то бесполезного, ибо ничем иным не мог бы спасти нас лучше, нежели Своею смертью. Вот почему Его смерть даёт всем жизнь. Мы носим печать Его смерти, мы возвещаем Его смерть нашей молитвой, мы провозглашаем Его смерть нашими жертвами. Его смерть это победа, Его смерть это тайна, весь мир справляет ежегодно Его смерть.
Что ещё сказать об этой смерти, когда пример Самого Бога показывает нам, что только смерть сумела приобрести бессмертие и что смерть искупила самоё себя? Не следует печалиться о смерти, ибо она производит спасение для всех, не следует избегать смерти, которой не презрел и не пожелал избегнуть Сын Божий.
Смерть не была чем-то естественным, но она таковою стала; ибо в начале «Бог не сотворил смерти» (Прем 1,13), Он дал её нам, как лекарство. Человек, приговорённый за своё непослушание к постоянным трудам и к непереносимой безысходности, вёл жизнь самую несчастную. Нужно было положить предел его несчастьям, чтобы смерть возвратила ему то, что утратила жизнь. Ибо без дуновения благодати бессмертие было бы скорее в тягость, нежели в прибыток.
У души есть возможность покинуть лабиринты сей жизни и нечистоту сего тела и устремиться к небесному собранию, достичь которого предназначено только святым; она может воспевать хвалу Богу, которую воспевают, по слову пророка, небожители: «Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою» (Откр 15,3-4). И душа сможет созерцать Твой брачный пир, о Иисусе, где Твоя невеста будет возведена с земли на небеса «с весельем и ликованьем» (Пс 44,16) и не будет больше подвергаться мирским опасностям, но соединится с Тобою в Духе, ибо «к Тебе прибегает всякая плоть» (Пс 64,2).
Вот чего желал святой царь Давид более всего другого, вот на что хотел он взирать и созерцать: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню» (Пс 26,4).
Источник: La Liturgie des Heures, v. IV, p. 1116, Paris 1980
Соборная молитва дня (Collecta)
Preces nostras, quæsumus, Dómine, benígnus exáudi,
ut, dum attóllitur nostra fides in Fílio tuo a mórtuis suscitáto,
in famulórum tuórum præstolánda resurrectióne
spes quoque nostra firmétur.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.
Молениям нашим, Господи, просим, внемли благосклонно,
и как возрастает вера наша в Сына Твоего, из мертвых восставшего,
так в нас, рабах Твоих, воскресения ожидающих,
да укрепляется надежда.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.