СО СВЯТЫМИ АНГЕЛАМИ КО СПАСЕНИЮ: Свв. Ангелы-Хранители

2 ОКТЯБРЯ ПАМЯТЬ СВЯТЫХ АНГЕЛОВ-ХРАНИТЕЛЕЙ

Убеждение в существовании и присутствии возле нас Ангелов, в том числе Ангелов-Хранителей, является одним из важных элементов нашей веры. Ангелы это духи, сотворённые Богом ради Его славы и для помощи людям. Те из них, которым Бог по­ручил опеку над людьми, называются Ангелами-Хранителями. Эта опека начина­ется с момента рождения каждого человека, и заканчивается с его смертью. У каж­дого из нас имеется свой «личный» Ангел-Хранитель.

Священное Писание не оставляет никакого сомнения относительно существования Ангелов, посланцев Божиих, которые участвуют в деле спасения человека. Эти чи­сто-духовные существа выступают посредниками между Богом и людьми. Учение об Ангелах опирается прежде всего на два библейских текста. В псалме 90 мы читаем:

«Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею»
(Пс 90,10-12).

В то же время св. Матфей приводит в своём Евангелии следующие слова Господа Иисуса:

«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф 18,10).

Но это, безусловно, не единственные тексты Священного Писания, где говорится о том, что Бог пользуется помощью Ангелов для блага рода человеческого в целом ли­бо для блага отдельных людей. Достаточно вспомнить об опеке Ангела над Ага­рью и её сыном Исмаилом (Быт 16,9); Ангел удерживает Авраама от заколания в жертву сво­е­го первородного сына Исаака (Быт 22,11); Ангел спасает Лота и его се­мью (Быт 19); Ангел спасает трёх юношей от гибели в огненной печи (Дан 3,49-50), а также Да­ни­и­ла от гибели во рву львином (Дан 6,22); Ангел питает пророка Илию в пустыне и спа­сает его от голодной смерти (4 Цар 19,6-8); Ангел выводит св. Апосто­ла Петра из тем­ницы и спасает его от рук Ирода (Деян 12,7-20).

Ангелы присутствовали в учении Церкви и в трудах самых выдающихся христи­ан­с­ких мыслителей с первых веков. В самых ранних писаниях Отцов Церкви мы уже встречаем учение об Ангелах-Хранителях. Св. Киприан (+ ок. 251) называет их «нашими друзьями». Св. Василий Великий (+ 379) видит в них наших наставников и друзей. Св. Амвросий (+ 397) считает их нашими помощниками. Св. Иероним (+ ок. 420) утверждает: «Так велико достоинство души, что каждая имеет для своей защи­ты Ангела-Хранителя». Св. Василий идёт дальше, говоря: «Некоторые Ангелы по­ставлены над целыми народами, другие же приставлены к каждому из верных». Сходным образом выражается св. Августин (+ 430): «Велика забота, с какой Господь Бог относится к людям. Великую любовь Он оказал нам, поставив Ангелов для на­шей защиты».

Среди святых, отличавшихся особым почитанием свв. Ангелов-Хранителей, следует упомянуть св. Цецилию (III в.), св. Франциску Римскую (+ 1440) и бл. Далмация, до­миниканца из Героны (+ 1341), которые имели счастье часто общаться со своими Ангелами-Хранителями, как об этом сообщают их жизнеописания; св. Станислава Костку, покровителя Польши, который чудесным образом получил св. причастие из рук Ангела; св. Франциска Сальского, у которого было обыкновение приветствовать Ангела-Хранителя каждой местности, куда он попадал; а также св. Иоанна Боско, Ан­гел-Хранитель которого неоднократно спасал ему жизнь во время покушений на не­го, посылая на его защиту таинственного пса.

Ангелам воздавалась честь уже в древнехристианской литургии. Первые упомина­ния о культе Ангелов мы встречаем у св. Юстина (+ 165) в его первой Апологии. С IV в. выделяется культ св. Михаила Архангела. Ангелы часто упоминаются в литургии в качестве возносящих хвалу Господу Богу. В иконографии мы встречаем Ангелов уже в катакомбах (III в.).

Особый праздник в честь Ангелов-Хранителей возник сперва на Иберийском по­лу­ос­трове, в Испании, а также во Франции. В 1608 г. Папа Павел V разрешил справ­лять этот праздник в первый будний день после праздника св. Михаила. Оконча­тель­но во всеобщий литургический календарь его включил Папа Климент Х в 1670 г. Живую ве­ру в Ангелов-Хранителей проявлял бл. Иоанн XXIII, когда, ещё будучи апо­стольс­ким нунцием, перед каждой важной встречей просил своего Ангела-Храните­ля, чтобы встреча прошла удачно и принесла добрые плоды.

Пусть сегодняшнее литургическое почитание святых Ангелов-Хранителей напомнит нам нам об их реальном существовании и о том, что они нас опекают, хранят от зла и направляют к добру, а вера в них не предназначена только для малых детей. Не будем забывать часто молиться к нашим духовным опекунам.

Источник: ILG

Соборная молитва дня (Collecta)

Deus, qui ineffábili providéntia sanctos ángelos tuos
ad nostram custódiam míttere dignáris,
largíre supplícibus tuis, et eórum semper protectióne deféndi,
et ætérna societáte gaudére.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.

Боже, провидением неизреченным
Ангелов святых Твоих поставить к охранению нашему сподобивший,
щедро подай Тебе молящимся и Ангелов защиту непрестанную,
и радость с ними вечного общения
.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *