Крестовоздвижение

14 сентября праздник Воздвижения Святого Креста Господня

В 70 г. Иерусалим был взят и разрушен римлянами. Одновременно начались жесто­кие гонения на христиан, продолжавшиеся почти 300 лет. С их окончанием мать им­ператора Константина, св. Елена, ок. 320 г. приступила к поискам креста, на котором был распят Христос.

После долгих поисков Крест был найден 14 сентября 320 г. В связи с этим в Иеруса­лиме на Голгофе было возведено две базилики: Святых Мучеников и Вос­к­ре­се­ния. Базилику Святых Мучеников называли также ба­зи­ли­кой Святого Креста. Торже­ст­вен­ное освящение и передача обоих базилик в ведение епископа Ие­ру­са­лим­с­ко­го состоялось 13 сентября 335 г. В память это­го события 13 сентября стал справляться праздник Воздвижения Святого Креста, который позже пе­ре­не­с­ли на 14 сентября, сперва для тех церквей, где име­лись частицы св. Креста, а потом для всей Все­лен­с­кой Церкви.

В 614 г. в Святую Землю вторглись персы под пред­во­ди­тель­с­т­вом царя Хосроя. Они разрушили все хри­с­ти­ан­с­кие церкви, в том числе храм Гроба Гос­под­ня, а зная, как сильно почитают христиане Крест, они забрали его с собой. Весь христианский мир стал молиться о возвращении Святого Креста. Император Ираклий одержал победу над Хосроем и вынудил его вернуть похищенную реликвию (628). Рассказывают, что Ираклий хотел сам вознести Крест на Голгофу, но это удалось ему только тогда, ког­да он снял с себя свои царские одежды. Достоверность такого факта, однако, сомнительна, поскольку, по сви­де­тель­ству св. Кирилла Ие­ру­са­лим­с­ко­го (+ 387), уже в его время драго­ценную ре­ли­к­вию поделили на многие части и разослали почти по всем окрестным церквам. Так что речь могла идти лишь о каком-то более-менее значительном её фрагменте.

В Кресте Христовом Церковь всегда видела алтарь, на котором Сын Божий совер­шил спасение мира. Поэтому каждая его частица, так обильно орошённая Его Дра­гоценной Кровью, пользовалась исключительным почитанием. Речь идёт не о под­лин­ности каждой такой частицы, но о том факте, что каждая такая частица напо­ми­на­ет о Кресте Христовом и о великом деле, которое было на нём совершено для спасения рода человеческого.

О распятии Господа Иисуса сообщают все Евангелисты. Более того, они очень по­дробно описывают обстоятельства этого события. Согласно их свидетельству, Гос­подь Иисус был распят около 12-ти часов дня и умер около 3-х часов пополудни. Его погребение состоялось ок. 5-ти часов пополудни.

Смертная казнь через распятие была известна у евреев, хотя и не была предусмот­рена законом Моисеевым. Александр Яннай (126-76 до Р. Хр.) подверг этой казни воз­мутившихся против него фарисеев. Вместе с тем, эта казнь широко применялась финикийцами, карфагенянами, персами и римлянами. Эти последние, однако, не применяли её к римским гражданам, поскольку она считалась позорной и была край­не мучительна. С осуждённого снимали одежды, укладывали на крест, растяги­вали руки и ноги и прибивали либо привязывали ко кресту. Первый способ был бо­лее болезненным, зато при втором казнимый дольше мучился. Осуждённый стра­дал от жажды, от горячки, от удушья; несчастного донимало множество комаров и мух, а бывало, что его заживо расклёвывали стервятники. Крест обыкновенно имел форму буквы «Т» (тау). С торжеством христианства император Константин Великий в 316 г. отменил этот вид казни.

Самый большой фрагмент святого Креста находится сегодня в церкви св. Гудулы в Брюсселе. В базилике св. Петра в Риме хранится частица реликвии, которую визан­тийские императоры носили на груди во время самых выдающихся торжеств. В со­кровищнице собора Парижской Богоматери имеется частица святого Креста, пода­ренная аббатству Сен-Жермен-де-Пре сестрой польской королевы Марии Гонзаги Анной, а той завещал её король Ян Казимир. В Польше самый большой фрагмент св. Креста находился в церкви доминиканцев в Люблине. Достаточно большой фраг­мент реликвии находится в базилике Святого Креста в Риме.

В честь Святого Креста воздвигнуто множество храмов. Только в Польше их более ста. Существует также несколько монашеских — мужских и женщин — орденов, но­сящих имя Святого креста. Самое значительное из них — Общество Св. Креста, основанное в 1837 и утверждённое Римом в 1855 г.

В главе почитателей Креста стоит св. Апостол Павел. Особым почитанием креста отличалась св. Елена. Однако на особую высоту почитание креста вознесло Сред­невековье, когда повсеместно и очень живо развивался культ Страстей Господних. Среди святых особо отличались таким почитанием св. Бернард (+1153), св. Фран­циск Ас­сизский (+1226), св. Бонавентура (+1274), св. Филипп Бениций (+1285), а в поздней­шие времена бл. Владислав из Гельнёва (+1505), св. Пётр из Алькантары (+11562), св. Иоанн от Креста (+1591) и св. Павел от Креста (+1775). В награду за сердечное почитание своих страданий Иисус наделил множество святых даром стигматов. Ис­тория Церкви знает 330 подобных примеров. Из самых последних — Тереза Неу­манн (+1962) и св. Падре Пио (+1969).

Изображения креста, рисованные или выгравированные, встречаются в I в., причем в самых разнообразных формах и символике, центральным образом которой всегда является Христос. С IV в. встречаются кресты без Распятого, зато богато украшен­ные драгоценными камнями и золотом (crux gemmata). Их форма также различна. Различают, например кресты: Христа, св. Петра, св. Андрея, св. Пахомия, крест эфи­опский, армянский, иерусалимский и т. д. В раннем Средневековье обычным был крест с изображением Христа с царской короной на голове. С XII в, появляются рас­пятия современного вида, с выражением страдания и ужаса. Самый древний крест обнаружен в Геркулануме, в одном из домов, засыпанных вулканическим пеплом при извержении Везувия в 79 г. Эта находка произошла в 1748 г. На одной из стен до­ма виден чёткий оттиск висевшего на ней большого креста. Сохранилось даже от­верстие от гвоздя, на котором висел этот крест.

Почитание Кресту Христову воздаётся также через крестное знамение. Первона­чально его совершали над предметами, осеняя их ладонью. Этот знак был выраже­нием веры, охраной от несчастья, призывом Божьего благословения. Этот обычай также идёт с первых веков христианства. Кроме того, он воспринимался, как выра­жение католического кредо, как символ важнейших истин веры. Словами подчёрки­вается вера в Бога, единого в Троице, а движением руки подчёркивается наше спа­сение через Христовы страдания и смерть. О крестном знамении пишет уже Тертул­лиан (+ ок. 240 г.). Св. Иероним говорит о нём в послании к Евстохии. Первые хри­стиане очень часто пользовались этим знамением. Церковь сохранила этот обычай и во время литургии благословляет таким образом своих верных.

Сегодняшний праздник напоминает нам великое значение креста как символа хри­стианства, который всегда должен пользоваться нашим почитанием и любовью.

Источник: ILG

СЛУЖБА ЧТЕНИЙ

Проповедь св. Андрея Критского

Крест — слава и вознесение Христа

Мы справляем праздник Креста, того креста, который изгоняет тьму и возвращает свет. Мы справляем праздник Креста, и, вместе с Распятым, мы возносимся на вы­соты, мы оставляем под собой и землю, и грех, чтобы получить небесные блага. Какая великая вещь — обладать Крестом: тот, кто им обладает, обладает со­к­ровищем. Я употребил слово «сокровище», чтобы обозначить то, что называют и что действительно является лучшим и самым великолепным из всех благ; ибо через него, ради него и в нём открывается суть нашего спасения и наше возвращение к первоначальному состоянию.

Действительно, если бы не было Креста, если бы Христос не был распят, если бы жизнь не была пригвождена к виселице, а источники бессмертия, кровь и вода, кото­рые очищают мир, не излились из Его бока, не было бы порвано рукописание наше­го греха, мы бы не получили свободы, мы бы не воспользовались плодами древа жизни, и рай не открылся бы для нас. Если бы не было Креста, смерть не была бы повержена, и ад не лишился бы своего оружия.

Стало быть, крест есть нечто великое и драгоценное. Великое, ибо от него происте­кают многочисленные блага, тем более многочисленные, чем больше торжествуют чудеса и страдания Христовы. Драгоценное, ибо Крест это знак одновременно и страдания, и торжества Божия. Он знак Его страдания, ибо на нём Он умер горькой смертью; он знак Его торжества, ибо на нём диавол был поражён и побеждён, и смерть была побеждена вместе с ним; им были разбиты адские запоры, и Крест со­делался спасением для всего мира.

Крест это слава Христа и Его вознесение. Он — желанная чаша, в которой содер­жат­ся все страдания, которые Христос претерпел за нас. Что Крест это слава Хри­ста, Он говорит Сам: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе» (Ин 13,31-32). И ещё: «Прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин 17,5). И ещё: «Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю» (Ин 12,28). Всё это означало славу, кото­рую Он должен был получить на Кресте.

Что Крест это также и вознесение Христа, ты узнаешь из Его собственных слов: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин 12,32). Итак, ты ви­дишь: Крест это слава и вознесение Христа.

Источник: La Liturgie des Heures, v. 4, p. 980, Paris 1980

Соборная молитва дня (Collecta)

Deus, qui Unigénitum tuum crucem subíre voluísti,
ut salvum fáceret genus humánum,
præsta, quæsumus, ut, cuius mystérium in terra cognóvimus,
eius redemptiónis præmia in cælo cónsequi mereámur.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.

Боже, Твоему Единородному крест претерпеть благоволивший,
да совершит спасение рода человеческого,
даруй, просим, да Которого тайну на земле мы познали,
Его же искупления награды в небе мы достичь заслужим.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *