13 сентября. Память св. Иоанна Златоуста,
епископа и Учителя Церкви
Иоанн родился ок. 349 г. в Антиохии, тогдашней столице Сирийской провинции, одном из крупнейших городов того времени. Его отец, Секунд, был римским офицером и рано умер. Всестороннее воспитание своему сыну обеспечила его мать Анфуса. Юноша зачитывался классиками и заучивал их на память. Но любил и молодёжные забавы.
Крещение принял, когда ему было 20 лет, и это явилось поворотным пунктом в его жизни. Иоанн вступил в духовное сословие и в качестве лектора участвовал в литургическом служении при епископе Антиохии Мелетии. Однако после смерти матери (372) он оставил Антиохию и удалился в пустыню, чтобы вести аскетическую жизнь, и провёл там в пещере 4 года. Чрезмерно суровая жизнь настолько повредила его здоровью, что он был вынужден покинуть пустыню и вернуться в Антиохию, где вновь стал выполнять функции лектора (378), а затем диакона (381).
В 385 г. Иоанн был рукоположен во священники, ему тогда уже было 36 лет. В следующем, 387 г., в Антиохии вспыхнул бунт, направленный против императора Феодосия I Великого (344-395). Бунтующие толпы стали разбивать статуи императора, что вызвало репрессии со стороны властей. Тогда-то Иоанн произнёс свои знаменитые великопостные проповеди, в которых с одной стороны осуждал несдержанность народа, но с другой заступался за него. Он также побуждал епископа Антиохии Флавиана лично заступиться за свой народ перед императором, как тот и поступил, и тогда император объявил амнистию и велел своим наместникам прекратить репрессии. Это вызвало великую благодарность Иоанну со стороны народа; на его проповеди стали стекаться многочисленные толпы.
В 397 г. скончался патриарх Константинополя. Император предложил этот пост Иоанну. Приняв епископскую хиротонию от патриарха Александрии, Иоанн с великим рвением принялся за труд на благо своей паствы. Прежде всего, ему удалось примирить с Апостольским Престолом епископа Антиохии Флавиана и прекратить тем самым его схизму с Римом. На патриаршем дворе он упразднил всякую роскошь, которою дотоле окружали себя его предшественники, и побуждал к такому же подчинённую себе иерархию. Привлёк к себе народ великолепными проповедями, которые произносил регулярно, и попечением о его нуждах. Осуждал злоупотребления, не щадя даже императорского двора. Придал особое великолепие литургическим обрядам (наиболее часто употребляемый чин Византийской литургии носит его имя). Открывал столовые и приюты для нищих и бездомных. Предоставил убежище даже императорскому министру, впавшему в немилость. Посылал миссионеров в области, занятые язычниками.
Со временем, однако, против радикального патриарха возникла оппозиция. Представители духовенства находили чрезмерными его требования; в монастырях были недовольны тем, что он восстановил в них первоначальную дисциплину и боролся с праздностью; он также подвергался резким упрёкам со стороны св. Епифания за то, что дал у себя приют побеждённым сторонниками учения Оригена и что проявлял явные симпатии к самому Оригену. Но больше всего неприятностей доставило святому то, что в своих проповедях он обличал чрезмерно вольный образ жизни императорского двора, и прежде всего императрицы Евдоксии.
Императрица организовала под Халкидоном синод, так наз. «Синод под дубом» (от названия местности Onercia — «Дуб»), где противники Иоанна под предводительством патриарха Александрии Теофила объявили его смещённым с должности патриарха, а императрица обрекла его на изгнание. Иоанна отправили в Вифинию, однако народ так настойчиво заступался за своего пастыря, что императрица была вынуждена вернуть ему свободу.
Мир, однако, продолжался недолго. Императрица поставила свою статую перед самым собором св. Софии — Премудрости Божией, где стали происходить шумные праздники с игрищами, несовместимые со святостью места. Иоанн произнёс проповедь с решительным осуждением бесчинства. В ответ императрица созвала в Константинополе синод своих сторонников, которые вновь сместили святого с патриаршего поста. На основании решений этого синода императрица в 404 г. осудила Иоанна на изгнание. С великими тяготами и лишениями святого доставили сперва в Цезарею Каппадокийскую, оттуда в Тавр, и наконец в Понт, на побережье Чёрного моря. Зима в тот год выдалась особенно суровой, что потребовало от изгнанника особой стойкости. Он, однако, не сломился, и писал письма Папе, а также влиятельным особам, сохранившим ему верность. Папа в красноречивом письме воздал халу героизму Златоуста и послал своих легатов в Константинополь для его защиты, однако императорский двор их не принял.
Св. Иоанн Златоуст скончался 14 сентября 407 г. Его память стала справляться в Константинополе уже с 428 г. 10 лет спустя по настоянию патриарха Константинополя св. Прокла император Феодосий II велел доставить мощи святого в Константинополь, что и было с большой торжественностью совершено 27 января 438 г. Мощи поместили в церкви 12-ти Апостолов. В 1489 г. турецкий султан Баязет II подарил их королю Франции Карлу VIII. С 1627 г. мощи находятся в Риме, в базилике св. Петра, в часовне Святых Даров. Часть мощей сегодня имеется также на горе Афон, в Брюгге, Венеции, Дубровнике, Киеве, Клерво, Майнце, Мессине, Москве и Париже.
После св. Иоанна Златоуста осталось огромное литературное наследие. Наряду с прекрасными проповедями и обширной корреспонденцией, сохранились многочисленные богословские трактаты, в частности, о Божественной и человеческой природе Иисуса Христа, о Евхаристии как о жертве, идентичной Крестной Жертве, о папском примате, трактаты «О священстве», «О воспитании сына», а также «Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог».
Проповеди святого в значительной мере представляют собой комментарий на Священное Писание. Св. Иоанн Златоуст это прежде всего выдающийся знаток Посланий св. Павла Апостола. Собрание сочинений святого занимает множество объёмистых томов (12-томное собрание сочинений святого в русском переводе можно найти по ссылке «Собрание сочинений святителя ИОАННА ЗЛАТОУСТА, архиепископа Константинопольского»).
Св. Иоанн Златоуст относится к числу четырёх великих восточных Учителей Церкви наряду со св. Василием Великим, св. Григорием Назианским и св. Кириллом Александрийским и пользуется у христиан Востока особым почитанием. Учителем Вселенской Церкви его провозгласил Папа св. Пий V в 1568 г. Память святого и на Востоке, и на Западе справляется 13 сентября, поскольку на день его кончины, 14 сентября, приходится праздник Крестовоздвижения. В Византийском обряде его память празднуется также в день Трёх Святителей 30 января. Св. Иоанн Златоуст является покровителем проповедников.
В иконографии св. Иоанн Златоуст изображается в патриарших либо епископских облачениях. Его атрибуты: книга, осёл, перо для письма.
Источник: ILG
СЛУЖБА ЧТЕНИЙ
Слово св. Иоанна Златоуста перед изгнанием
(nn. 1-3)
«Для для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение»
Бушуют волны, свирепствует буря, но мы не боимся, что нас поглотит море, потому что мы стоим на скале. Пусть ярится море, оно не может разбить эту скалу; пусть вздымаются волны, они не способны поглотить ладью Иисуса. Чего нам бояться? — Скажите мне. Смерти? «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Флп 1,21). Изгнания? «Господня земля и что наполняет ее» (Пс 23,1). Утраты имущества? «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» (1 Тим 6,7). Угрозы мира сего я презираю, благами его пренебрегаю, нищеты не боюсь, к богатству не стремлюсь; смерти не боюсь, и жизни не желаю, разве только ради вашего возрастания. Вот почему я говорю вам о том, что происходит, и призываю вас не терять упования.
Разве вы не слышали этого слова Господа: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18,20)? А там, где столь многочисленный народ объединён узами любви, неужто не присутствует Господь? У меня есть Его обетование; разве на свои собственные силы я полагаюсь? Я обладаю Его словом: вот моя опора, вот моя защита, вот моя мирная гавань. Пусть восстанет весь мир, я обладаю этим словом; я читаю его — вот мои стены, вот моя безопасность. Что я читаю? — «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28,20).
Христос со мною; чего же мне бояться? Даже если волны моря или гнев властителей воздвигнется на меня, всё это так же мало значит для меня, как простая паутина. И если бы не моя любовь к вам, я не стал бы задерживать своего отъезда и мог бы отправиться прямо сегодня. Ибо я говорю, не переставая: «Господи, да будет воля Твоя!». Не то, чего желает тот или иной, но то, чего желаешь Ты. Это моя крепость, это моя неколебимая скала, это моя прочная опора. Да будет воля Божия! Если угодно Ему, чтобы я оставался здесь, я буду воздавать благодарение. Но в какое бы место Он меня ни послал, я благословлю его.
И где бы я ни оказался, вы будете со мною: тело не отделяется от головы, ни голова от тела. И если мы удалены друг от друга расстоянием, мы едины в любви, и сама смерть не в состоянии прервать такую связь. Если тело мое умирает, душа останется живой и будет помнить о своём народе.
Вы мои сограждане, вы мои отцы, вы мои братья, вы мои дети, вы мои члены, вы моё тело, вы мой свет, и вы даже отраднее для меня, нежели свет. Ведь солнечный свет не доставляет мне ничего подобного тому, что мне даёт ваша любовь. Солнце мне полезно в настоящем, но ваша любовь готовит мне венец для жизни будущей.
Источник: La Liturgie des Heures, v. 3, p. 978, Paris 1980
Соборная молитва дня (Collecta)
Deus, in te sperántium fortitúdo,
qui beátum Ioánnem Chrysóstomum epíscopum
mira eloquéntia et tribulatiónis experiménto claréscere voluísti,
da nobis, quæsumus, ut, eius doctrínis erudíti,
invíctæ patiéntiæ roborémur exémplo.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.
Боже, крепость на Тебя уповающих,
блаженного епископа Иоанна Златоуста
красноречием дивным и страдания подвигом пожелавший прославить,
дай нам, просим, да, учением его наставленные,
его же непоколебимого терпения примером укрепимся.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.