«Злая Варвара»

Эта статья содержится в сборнике «ТАК ПОСТУПАЙ, И БУДЕШЬ ЖИТЬ»

«Злая Варвара»

Помните сказку: «Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит»?

А есть у Корнея Ивановича Чуковского и бо­лее по­дробный вариант, в прозе. Там опи­сано, как чудесно жилось доброму доктору в компа­нии его друзей-жи­вотных: со­баки Авы, попугая Карудо, обезьяны Чи-чи, и прочая, и прочая…

Все было хорошо, одно мешало: злая сестра докто­ра по имени Варвара. Она живот­ных не любила, все время всех бранила, всем грозила и, как могла, отрав­ляла всем существование. В конце концов от нее ка­ким-то образом отдела­лись, и живот­ные радостно запели:

«Шивандаза-шивандаза,
Фундуклей и дундуклей,
Хорошо, что нет Варвары,
Без Варвары веселей!»

На этой веселой ноте сказка заканчивается, но мне хочется сказать несколько слов в защи­ту бедной Вар­вары.

 На самом деле, вряд ли Варвара была такая уж злая, по крайней мере, поначалу. Нет, ско­рее всего, она была самой обыкновенной жен­щиной. Это доктор был чело­веком необыкно­вен­ным, чрезвычайно до­брым, а его сестра была самая обыкновен­ная. 

И вот, чем же занимаются обыкновенные женщины в обыкновенных домах? — Пра­вильно, ведут хозяй­ство. А если дом необыкновен­ный, если он полон со­бак, попугае­в, обезьян, тянитолкаев и всего такого? — И все они едят, рычат, свистят, ли­няют и гадят!

Кто готовит на них на всех еду и убирает за ними клочья шерсти, перья и все дру­гое? Доктор? — Как бы не так! Ему некогда, он «ста­вит и ставит им гра­дусники».

И правильно — доктор должен лечить. А за всем хозяйством приглядывать его се­с­тре. И вот из года в год — собаки, попугаи, обезьяны, тяни­толкаи, и сно­ва, и сно­ва, и нет им конца и края… — от такой жизни не то, что взвоешь, зве­рем зарычишь! В вет­лечебнице или на фер­ме тоже приходится ходить за зверьми, но в ле­чебнице хо­зя­е­ва зверей платят за лечение, а на фер­ме от овец да коров самый наглядный и ве­со­мый прок, а здесь? Какой прок от тяни­толкая или паршивой обезьяны Чи-чи? — И, кстати, на что вообще доктор живет и содер­жит всю эту ораву?

В сказках редко обращают внимание на та­кого рода вопросы, но раз уж он возник, осме­лимся предполо­жить, что доктор жил, имея, оче­видно, некоторый капиталец, небольшую рен­ту, полученную, надо ду­мать, по наслед­ству.

Судя по той легкости, с какой он отправился в Аф­рику, жил доктор не в советской стране, а в такой, где рента, наследство и поездка загра­ницу — вещи впол­не обыч­ные (видимо, это до­брая старая Англия, тем более, как помнится, «Доктор Айбо­лит» — авторизи­рованный пере­вод с английского).

Ну, и как же добрая старая англичанка должна была воспринимать такую ситуа­цию? — Полон дом всяких рычащих, мычащих, виз­жащих, а главное, жующих и пачкаю­щих тва­рей, а братец, получивший наследство от кого-то, кто и ей ведь не чужой, вместо того, чтобы нанять прислугу и хоть как-то облегчить ей жизнь, все семейные денежки изводит на вот эту катавасию!

Добро бы практиковал, как все нормальные ветери­нары, так нет же: «Приходи к не­му ле­читься и корова, и волчица, и жучок, и червя­чок, и медведица!». И мало того, что от жучка и червяч­ка какой прибыток? — А еще ведь смот­ри, не на­ступи на кого из пациентов ненаро­ком, а иной и сам, того гляди, наступит на тебя и не заме­тит!

Так что нетрудно себе представить, как с го­дами обыкновенная женщина Варвара превра­тилась в об­разцовую ведьму, с исчезновением которой все вздох­нули с об­легчением.

Обезьяна Чи-чи научилась, наверное, под­метать и стряпать, а собака Ава — ли­нять где-нибудь на сторо­не (а еще до блеска вылизывать за всеми посуду язы­ком). Попу­гай Карудо — докладывать о посетителях, а тянитолкай — но­сить воду и во­зить те­леж­ку с про­визией…

Словом, все устроилось чудесным образом, и толь­ко Варвару постиг очевидный жизненный крах, вплоть до полного исчезновения.

Как можно было бы ей помочь? Может быть, докто­ру стоило бы оказаться чуть меньше до­б­рым к не­счастным жучкам и червячкам и чуть больше средств и заботы уделять своей не­с­частной сестре?.. Но нет! Доброта доктора по­г­лощала его цели­ком, он просто не мог отка­зать в заботе ни одному больному существу (а Вар­ва­ра ведь была здорова!), — и будь он не та­ким, то и сказки никакой бы не было, и, ста­ло быть, ника­кой Варвары не было бы тоже!

Самим своим существованием Варвара обя­зана его неимоверной доброте — об обозленных раздражи­тельных домохозяйках сказок никто не пишет!

…А что Варвара могла сделать, чтобы не быть та­кой злой и, в конечном счете, не­счастной? — Да очень просто: взять да и полюбить всех этих жучков и червячков, собак и тяни­толкаев!

Это вовсе не так трудно: у жучков бывает такой ве­ликолепный хитиновый панцирь с ме­таллическим от­ливом, а их лапки так приятно щекочут, у червячков — такая тро­гательно-нежная кожица, и такая про­хладная!

О собаках я и не говорю — очень многие прекрасно умеют любить собак, а вот тянит­олкая — вы только представьте себе это изу­ми­тель­ное существо с двумя голо­вами, что смот­рит на вас двумя парами огромных лас­ковых послушных любящих глаз! Как же можно его не любить? Как можно не любить их всех?..

Так что Варвара вполне могла бы, если бы захоте­ла, их полюбить, и ее жизнь из трудной и мучитель­ной превратилась бы в трудную, но осмысленную и счастливую, как у ее брата.

В том-то и дело, что она не захотела (вы пред­ставляете себе эти поджатые губы, вз­дернутые плечи: «Фу! Вот еще!»), и в результа­те преврати­лась из обыкновенной женщины по имени Вар­вара в «злую Варвару».

Так бывает с каждым, кто из-за своей ма­ленькой, «личной» правоты не умеет и не хочет увидеть большую правду, и так бывает, разуме­ется, не только в сказках, но и в жизни.

Впрочем, вся наша жизнь — одна большая сказка. Ее Автор, Создатель — неимо­верно до­брый Бог, Кото­рому действительно дороги и жучок, и червячок, и медведи­ца, и, главное, все мы, каждый из нас.

Мы призваны и мы обязаны быть на Него похожи­ми: «Будьте совершенны, как со­вершен Отец ваш Небесный» (Мф 5,48). И если быть та­кими добрыми, как Айбо­лит, у нас выходит не у всех и не всегда, то, по крайней мере, мы должны не быть таки­ми злыми, как Варвара.

Каждый из нас видит вокруг себя людей, которые ему напоминают то жучков и чер­вячков, то псов, а то и тянитолкаев. Терпеть их, общаться с ними порой та­кая мука! А лекар­ство от этой муки только одно: по­любить.

Если мы захотим, у нас непременно полу­чится. Это совсем не так сложно, как ка­жется, когда мы раздра­жены, обижены, надуты. Надо только захотеть, и очень ско­ро мы просто уди­вимся, сколько любви, оказывается, таилось внутри нас!

Если же нет, если не захотим, то очень скоро из обыкновенной Варвары, Марьи, Ивана, Пет­ра мы превратимся в злую Варвару, злую Ма­рью, злого Ива­на, злого Пет­ра, и тогда нам по­сле долгих лет трудов, мучений, ненависти, стрессов и болез­ней останется только исчезнуть со страниц волшебной сказки жиз­ни, а все осталь­ные, избавившись от нас, облегченно вздохнут, и даже если, ради приличий, провож­ать нас будут торжественными маршами с оркестром, все равно в душе у всех неотступ­но будет звучать:

«Шивандаза-шивандаза,
Фундуклей и дундуклей!..»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *