Эта статья содержится в сборнике «ТАК ПОСТУПАЙ, И БУДЕШЬ ЖИТЬ»
«Злая Варвара»
Помните сказку: «Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит»?
А есть у Корнея Ивановича Чуковского и более подробный вариант, в прозе. Там описано, как чудесно жилось доброму доктору в компании его друзей-животных: собаки Авы, попугая Карудо, обезьяны Чи-чи, и прочая, и прочая…
Все было хорошо, одно мешало: злая сестра доктора по имени Варвара. Она животных не любила, все время всех бранила, всем грозила и, как могла, отравляла всем существование. В конце концов от нее каким-то образом отделались, и животные радостно запели:
«Шивандаза-шивандаза,
Фундуклей и дундуклей,
Хорошо, что нет Варвары,
Без Варвары веселей!»
На этой веселой ноте сказка заканчивается, но мне хочется сказать несколько слов в защиту бедной Варвары.
На самом деле, вряд ли Варвара была такая уж злая, по крайней мере, поначалу. Нет, скорее всего, она была самой обыкновенной женщиной. Это доктор был человеком необыкновенным, чрезвычайно добрым, а его сестра была самая обыкновенная.
И вот, чем же занимаются обыкновенные женщины в обыкновенных домах? — Правильно, ведут хозяйство. А если дом необыкновенный, если он полон собак, попугаев, обезьян, тянитолкаев и всего такого? — И все они едят, рычат, свистят, линяют и гадят!
Кто готовит на них на всех еду и убирает за ними клочья шерсти, перья и все другое? Доктор? — Как бы не так! Ему некогда, он «ставит и ставит им градусники».
И правильно — доктор должен лечить. А за всем хозяйством приглядывать его сестре. И вот из года в год — собаки, попугаи, обезьяны, тянитолкаи, и снова, и снова, и нет им конца и края… — от такой жизни не то, что взвоешь, зверем зарычишь! В ветлечебнице или на ферме тоже приходится ходить за зверьми, но в лечебнице хозяева зверей платят за лечение, а на ферме от овец да коров самый наглядный и весомый прок, а здесь? Какой прок от тянитолкая или паршивой обезьяны Чи-чи? — И, кстати, на что вообще доктор живет и содержит всю эту ораву?
В сказках редко обращают внимание на такого рода вопросы, но раз уж он возник, осмелимся предположить, что доктор жил, имея, очевидно, некоторый капиталец, небольшую ренту, полученную, надо думать, по наследству.
Судя по той легкости, с какой он отправился в Африку, жил доктор не в советской стране, а в такой, где рента, наследство и поездка заграницу — вещи вполне обычные (видимо, это добрая старая Англия, тем более, как помнится, «Доктор Айболит» — авторизированный перевод с английского).
Ну, и как же добрая старая англичанка должна была воспринимать такую ситуацию? — Полон дом всяких рычащих, мычащих, визжащих, а главное, жующих и пачкающих тварей, а братец, получивший наследство от кого-то, кто и ей ведь не чужой, вместо того, чтобы нанять прислугу и хоть как-то облегчить ей жизнь, все семейные денежки изводит на вот эту катавасию!
Добро бы практиковал, как все нормальные ветеринары, так нет же: «Приходи к нему лечиться и корова, и волчица, и жучок, и червячок, и медведица!». И мало того, что от жучка и червячка какой прибыток? — А еще ведь смотри, не наступи на кого из пациентов ненароком, а иной и сам, того гляди, наступит на тебя и не заметит!
Так что нетрудно себе представить, как с годами обыкновенная женщина Варвара превратилась в образцовую ведьму, с исчезновением которой все вздохнули с облегчением.
Обезьяна Чи-чи научилась, наверное, подметать и стряпать, а собака Ава — линять где-нибудь на стороне (а еще до блеска вылизывать за всеми посуду языком). Попугай Карудо — докладывать о посетителях, а тянитолкай — носить воду и возить тележку с провизией…
Словом, все устроилось чудесным образом, и только Варвару постиг очевидный жизненный крах, вплоть до полного исчезновения.
Как можно было бы ей помочь? Может быть, доктору стоило бы оказаться чуть меньше добрым к несчастным жучкам и червячкам и чуть больше средств и заботы уделять своей несчастной сестре?.. Но нет! Доброта доктора поглощала его целиком, он просто не мог отказать в заботе ни одному больному существу (а Варвара ведь была здорова!), — и будь он не таким, то и сказки никакой бы не было, и, стало быть, никакой Варвары не было бы тоже!
Самим своим существованием Варвара обязана его неимоверной доброте — об обозленных раздражительных домохозяйках сказок никто не пишет!
…А что Варвара могла сделать, чтобы не быть такой злой и, в конечном счете, несчастной? — Да очень просто: взять да и полюбить всех этих жучков и червячков, собак и тянитолкаев!
Это вовсе не так трудно: у жучков бывает такой великолепный хитиновый панцирь с металлическим отливом, а их лапки так приятно щекочут, у червячков — такая трогательно-нежная кожица, и такая прохладная!
О собаках я и не говорю — очень многие прекрасно умеют любить собак, а вот тянитолкая — вы только представьте себе это изумительное существо с двумя головами, что смотрит на вас двумя парами огромных ласковых послушных любящих глаз! Как же можно его не любить? Как можно не любить их всех?..
Так что Варвара вполне могла бы, если бы захотела, их полюбить, и ее жизнь из трудной и мучительной превратилась бы в трудную, но осмысленную и счастливую, как у ее брата.
В том-то и дело, что она не захотела (вы представляете себе эти поджатые губы, вздернутые плечи: «Фу! Вот еще!»), и в результате превратилась из обыкновенной женщины по имени Варвара в «злую Варвару».
Так бывает с каждым, кто из-за своей маленькой, «личной» правоты не умеет и не хочет увидеть большую правду, и так бывает, разумеется, не только в сказках, но и в жизни.
Впрочем, вся наша жизнь — одна большая сказка. Ее Автор, Создатель — неимоверно добрый Бог, Которому действительно дороги и жучок, и червячок, и медведица, и, главное, все мы, каждый из нас.
Мы призваны и мы обязаны быть на Него похожими: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5,48). И если быть такими добрыми, как Айболит, у нас выходит не у всех и не всегда, то, по крайней мере, мы должны не быть такими злыми, как Варвара.
Каждый из нас видит вокруг себя людей, которые ему напоминают то жучков и червячков, то псов, а то и тянитолкаев. Терпеть их, общаться с ними порой такая мука! А лекарство от этой муки только одно: полюбить.
Если мы захотим, у нас непременно получится. Это совсем не так сложно, как кажется, когда мы раздражены, обижены, надуты. Надо только захотеть, и очень скоро мы просто удивимся, сколько любви, оказывается, таилось внутри нас!
Если же нет, если не захотим, то очень скоро из обыкновенной Варвары, Марьи, Ивана, Петра мы превратимся в злую Варвару, злую Марью, злого Ивана, злого Петра, и тогда нам после долгих лет трудов, мучений, ненависти, стрессов и болезней останется только исчезнуть со страниц волшебной сказки жизни, а все остальные, избавившись от нас, облегченно вздохнут, и даже если, ради приличий, провожать нас будут торжественными маршами с оркестром, все равно в душе у всех неотступно будет звучать:
«Шивандаза-шивандаза,
Фундуклей и дундуклей!..»