28 АВГУСТА. ПАМЯТЬ СВЯТОГО АВГУСТИНА, ЕПИСКОПА И УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ
«Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше,
пока не успокоится в Тебе» («Исповедь» 1,I,1)
Августин родился 13 ноября 354 г. в Тагасте (вблизи нынешнего Сук-Ахраса в Алжире), в семье государственного чиновника язычника Патриция. Мать Августина тина, св. Моника, происходила из христианской семьи и очень желала, чтобы её сын принял крещение. Но это её желание исполнилось только через 33 года. На развитии Августина, несомненно, отразился тот факт, что отец и мать различались по вере и по убеждениям относительно конечной судьбы человека. И Августин долгие годы находился под противоречивым влиянием матери и отца. Августин был старшим ребёнком в семье, после него родился его брат Навигий, который обратился вместе с ним и присутствовал при кончине их матери. Навигий женился, и у него родилось несколько дочерей, которые все посвятили себя служению Господу Богу в монашеской жизни. Одна из сестёр Августина вышла замуж, а по смерти мужа вступила в монастырь в Гиппоне, где сделалась настоятельницей. После её смерти в 424 г. Августин составил устав для этого монастыря. Некоторые свои рукописи Августин подписывал прозвищем «Аврелий», однако неизвестно, когда он его принял.
В 16 лет из-за нехватки средств он был вынужден прервать обучение, хотя имел большие способности. Учение давалось ему легко; он поражал соучеников необычайной памятью. Тем не менее, первые годы учения Августин вспоминает в своей автобиографии — «Исповеди» — с неудовольствием, поскольку учитель немилосердно бил своих учеников за малейшие провинности. Августин не любил математики, зато страстно увлекался латинской литературой. Его любимым автором был Вергилий.
Юношей Августин вёл привольный образ жизни (надо думать, материальные проблемы к тому времени как-то разрешились). Он любил забавы, доброе застолье, охотно посещал театр, его влекли молодёжные выходки. Нелёгкий период созревания, избыток свободного времени, языческие обычаи — всё это привело к тому, что когда после обучения в Тагасте (до 366 г.) и Мадавре (366-370) он перебрался в Карфаген, столицу Северной Африки, то там он сошёлся с молодой женщиной, с которой прожил, не заключая брака, 15 лет. От этой связи у него родился сын Адеодат (что по-латыни значит «Данный Богом»). Игры, цирк, гладиаторские бои, театр — вот чем была заполнена его жизнь.
Под влиянием чтения римских классиков Августин впал рационалистичный скептицизм, но такое состояние духа его не удовлетворяло, и он принялся за дальнейшие поиски истины. Библия казалась ему примитивной, тем более, что тогдашние её латинские переводы были не всегда удачны. Но вслед за философскими изысканиями последовали религиозные запросы, и Августин вступил в секту манихеев, куда его завлек тамошний «епископ», который понравился Августину своим красноречием и начитанностью.
В 374 г. Августин вернулся в Тагасту, где открыл школу грамматики, однако через 2 года закрыл её и отправился в Карфаген, где открыл школу риторики (376). Ему было тогда 22 года. Через 7 лет он переселился в Рим, где также открыл свою школу (383). Тут ему стало известно, что в Медиолане (Милане) требуется ритор, и он немедленно отправился туда (384). В Медиолане в то время располагалась западная столица Римской империи, что делало его вторым по значению после Константинополя городом Европы. Помимо руководства школой, в обязанности Августина входило произнесение речей во время государственных праздников в Медиолане. Августину тогда уже исполнилось 30 лет.
В Медиолане он встретился со св. Амвросием, епископом города, и стал ходить на его проповеди. Речь великого епископа привлекала его как выразительной формой, так и глубиной содержания. Вскоре последовало действие Божьей благодати (386). Как-то раз, находясь в мучительных сомнениях о своей участи, Августин услышал неведомый детский голос, повторявший: Tolle, lege! («Возьми, читай!») Он взял в руки Послания св. Апостола Павла и случайно наткнулся на фрагмент из Послания к Римлянам:
«Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим 13,13-14).
Прочитав эти слова, Августин, как он пишет в своей «Исповеди», внезапно ощутил как бы поток яркого света посреди тёмной ночи своей души. Он уразумел смысл своей жизни и ощутил сожаление о растраченном прошлом. После этого он прервал свои занятия риторикой и вместе с матерью, Адеодатом, братом, обоими двоюродными братьями, другом Алипием и двумя учениками удалился на несколько месяцев в окрестности Медиолана, на виллу своего друга Верекунда. Там он проводил время в молитвах и беседах на евангельские темы, одновременно вчитываясь в Священное Писание. В начале Великого поста явился к епископу Амвросию, попросил крещения, и в Великую субботу, в ночь с 24 на 25 апреля 387 г. получил его из рук св. Амвросия. Августину было в это время 33 года. Вместе с ним крещение приняли его сын Адеодат и друг Алипий. Августин решил вернуться в Африку, чтобы обращать своих земляков и приобретать их для Христа. Непосредственно перед отъездом из Италии скончалась его мать, св. Моника, а вскоре после возвращения в Африку умер его сын. По прибытии в Тагасту он раздал своё имущество бедным, а сам поселился вместе со своими друзьями Алипием и Еводием, предаваясь молитве, обсуждению религиозных вопросов и глубокому изучению Священного Писания.
В 391 г. Августин вместе с друзьями отправились в Гиппон, где он намеревался основать монастырь и там провести остаток своих дней. Вскоре он приобрёл славу очень благочестивого человека, и потому, когда местный епископ Валерий обратился однажды к народу с предложением назвать кандидата на священство, в ответ под сводами собора единодушно разнеслось: «Августина в священники!» Августин принял волю народа и епископа, заливаясь слезами. После рукоположения во священники он не изменил образа жизни, но остался в своей общине в монастыре, и стал принимать туда новых кандидатов. Таким образом сложилась своеобразная семинария, из которой вышло множество африканских епископов: его друг Алипий, который сделался епископом Тагасты, Профутурус, епископ Сирта, Еводий, епископ Узалиса, Севéр, епископ Милевы, Урбан, епископ Сицеи, Перегрин, епископ Тегака, и Бонифаций. Епископ Валерий вскоре поставил Августина своим суфраганом (помощником). Это произошло на праздник Вознесения Господня 394 г., к огромной радости народа. Два года спустя, когда Валерий отошёл в вечность, Августин сделался его преемником, епископом Гиппона (396). На этой кафедре он оставался до самой своей смерти в 430 г.
По-прежнему он вёл общинную жизнь, воспитывая будущих епископов и священников. На основании многолетнего опыта составил для них устав, который в дальнейшем сделался основой для устава многих монашеских семей. Много времени занимала у него обширная корреспонденция. Это было для него не просто дружеской перепиской, но способом апостольства. В числе его корреспондентов были св. Иоанн Иерусалимский, св. Паулин Ноланский, св. Иероним, св. Проспер и св. Иларий из Арля.
Августин вёл непримиримую борьбу против заблуждений, которые в его время угрожали Церкви: против манихеев (396-400), донатистов (400-411) и пелагиан (411-430). Вёл диспуты с манихеями, которых лично знал, ибо провёл среди них ряд лет. Не успокоился, пока не покончил с этими ересями. В то время самым большим влиянием в Африке пользовались донатисты. В 330 г. в их руках было целых 270 епископских кафедр. Осуждённые на синодах в Арле (313) и Медиолане (316), они угнездились в Северной Африке. Будучи строгими ригористами, они не позволяли принимать в церковное общение тех, кто в час гонений отступился от веры, но теперь раскаивался. Для священников и верных, нарушивших закон, они требовали самых суровых кар, и дело нередко доходило у них до насилия. Августин боролся против них писаниями и живым словом, но считал при этом , что тех епископов и священников из донатистов, которые пожелают вернуться к церковному единству, следует оставлять на их должностях, и этим приобрёл многих из них. На синодах в Карфагене в 401 и 411 гг. ересь донатистов была побеждена.
В это самое время в Африку прибыли Пелагий и Целестий. Они утверждали, что грех Адама и Евы затронул только самих прародителей, а не весь человеческий род, что дети рождаются в состоянии благодати, и нет поэтому безусловной необходимости в крещении и в приобретении освящающей благодати. Эта ересь послужила для Августина поводом первым из Отцов Церкви провести глубокое богословское исследование вопроса об освящающей и воздействующей благодати, а также вопросов спасения.
Завершилась жизнь св. Августина при трагических обстоятельствах. Римский наместник призвал в Северную Африку вандалов, рассчитывая использовать их для защиты от нападений варварских племён, населявших Сахару. Когда же убедился, что вандалы ничуть не лучше местных варваров, начал против них войну, но было уже поздно. Одержав над ним победу, вандалы стали занимать город за городом. Гиппон героически оборонялся в течение трёх месяцев, пока врагам не удалось проломить стену и поджечь город. Но Августин до этого не дожил: он скончался ещё во время осады, 28 августа 430 г. Вандалы стали насильно насаждать арианство. Обильно полилась мученическая кровь. Два века спустя Северную Африку захватили арабы и практически полностью искоренили там христианство.
Тело Августина сперва было погребено в кафедральном соборе в Гиппоне, но затем, опасаясь осквернения от вандалов, его перенесли на Сардинию, откуда король лангобардов Лиуттпранд (+ 744) перенёс его в Павию, где оно покоится доныне под опекой духовных сынов святого августинцев.
После Августина осталось несколько десятков томов его сочинений. К ценнейшим из них относятся: «Исповедь» (386-387), «О том, как оглашать людей необразованных» (395), «О вере и Символе веры» (396), «О Граде Божием» (413-427). Он справедливо носит титул величайшего западного богослова первых веков христианства, и считается одним из четырёх великих западных Учителей Церкви.
Св. Августин является покровителем августинцев, регулярных каноников, сестёр-магдалинок, Карфагена, а также печатников, издателей и богословов.
В иконографии св. Августин изображается в епископских облачениях, иногда как монах; его атрибуты — Ангел, говорящий ему на ухо, книга, епископский посох, сердце на ладони, сердце, пронзённое двумя стрелами, ученик либо группа учеников.
Источник: ILG
СЛУЖБА ЧТЕНИЙ
Из «Исповеди» св. Августина
(книга 7,Х,16; XVIII,24; книга 10,XXVIII,38)
О Вечная Истина, Истинная Любовь, Возлюбленная Вечность!
Я вернулся к себе самому и, руководимый Тобой, вошел в самые глубины свои: я смог это сделать, потому что «стал Ты помощником моим». Я вошел и увидел оком души моей, как ни слабо оно было, над этим самым оком души моей, над разумом моим, Свет немеркнущий, не этот обычный, видимый каждой плоти свет и не родственный ему, лишь более сильный, разгоревшийся гораздо-гораздо ярче и все кругом заливший. Нет, это был не тот свет, а нечто совсем-совсем отличное от такого света. И он не был над разумом моим так, как масло над водой, не так, как небо над землей: был высшим, ибо создал меня, а я стоял ниже, ибо был создан Им. Кто узнал истину, узнал и этот Свет, а кто узнал Его, узнал вечность. Любовь знает Его. О, Вечная Истина, Истинная Любовь, Возлюбленная Вечность! Ты Бог мой, к Тебе воздыхаю днем и ночью. И как только я узнал Тебя, Ты взял меня к Себе: да увижу, что есть Тот, Кого я пытался увидеть, и что я еще не тот, чтобы видеть. Ты ослепил слабые глаза мои, ударяя в меня лучами Твоими, и я задрожал от любви и страха. Я увидел, что далек от Тебя в этой стране, где все от Тебя отпало, и будто с высот услышал я голос Твой: «Я пища для взрослых: расти, и ты вкусишь Меня. И не ты изменишь Меня в себе, как телесную пищу, но ты изменишься во Мне».
Я искал путь, на котором приобрел бы силу, необходимую, чтобы насладиться Тобой, и не находил его, пока не ухватился «за Посредника между Богом и людьми, за Человека Христа Иисуса», Который есть «сущий над всем Бог, благословенный вовеки». Он зовет и говорит: «Я есмь Путь и Истина, и Жизнь» и Пища, вкусить от которой у меня не хватало сил. Он смешал ее с плотью, ибо «Слово стало плотью», дабы мудрость Твоя, которой Ты создал все, для нас, младенцев, могла превратиться в молоко.
Поздно полюбил я Тебя, Красота, такая древняя и такая юная, поздно полюбил я Тебя! Вот Ты был во мне, а я — был во внешнем и там искал Тебя, в этот благообразный мир, Тобой созданный, вламывался я, безобразный! Со мной был Ты, с Тобой я не был. Вдали от Тебя держал меня мир, которого бы не было, не будь он в Тебе. Ты позвал, крикнул и прорвал глухоту мою; Ты сверкнул, засиял и прогнал слепоту мою; Ты разлил благоухание свое, я вдохнул и задыхаюсь без Тебя. Я отведал Тебя и Тебя алчу и жажду; Ты коснулся меня, и я загорелся о мире Твоем.
Соборная молитва дня (Collecta)
Innova, quæsumus, Dómine, in Ecclésia tua spíritum
quo beátum Augustínum epíscopum imbuísti,
ut, eódem nos repléti, te solum veræ fontem sapiéntiæ sitiámus,
et supérni amóris quærámus auctórem.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.
Обнови, просим, Господи, в Церкви Твоей
дух, которым блаженного Августина епископа преисполнил,
чтобы, им преисполненные,
Тебя, единого истинного премудрости источника мы жаждали
и, любви наивысшей Виновника, искали.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.