СО СВЯТЫМИ КО СПАСЕНИЮ: Святой Варфоломей (Нафанаил)

24 августа
ПРАЗДНИК СВ. ФАРФОЛОМЕЯ, АПОСТОЛА

Св. Варфоломей — один из 12-ти Апостолов, которых избрал Христос из числа многих других учеников.

В Евангелии при перечислении Апостолов встречается два имени: Варфоломей и Нафанаил, при этом синоптики Матфей, Лука и Марк употребляют первое из них, то­гда как Иоанн Евангелист — второе. Однако согласно библейской критике и тради­ции, речь идёт об одном и том же человеке. Иоанн пишет о Нафанаиле как об Апо­столе (Ин 1,35-51; 21,2), кроме того, ясно подчёркивает, что его связывала дружба с Апостолом Филиппом, а синоптики неизменно помещают Варфоломея рядом с Фи­липпом в списке Апостолов (Мф 10,3; Мк 3,18; Лк 6,14). Более того, они упоминают­ся с употреблением союза «и»: «Филипп и Варфоломей».

Арамейское слово «Варфоломей» означает «сын Фоломея (Фалмая)». Это имя несколько раз встречается в Библии (Ис Нав 15,14; 2 Цар 3,3). «Нафанаил» — еврейское имя, и значит оно «Бог дал», что соответствует греческому «Теодорос», латинскому «Деусдедит» или славянскому «Богдан». Это имя встречается в Свя­щенном Писании значительно чаще (Числ 1,8; 2,5; 7,18; 10,15; 1 Кор 2,14; 1 Пар 2,14; 15,24; 24,6 и т. д.). Если Варфоломей и Нафанаил это одно и то же лицо, то его полное имя звучало бы как «Нафанаил бар Фалмай» («Нафанаил сын Фалмая»).

Синоптики упоминают Варфоломея только в списке Апостолов. Св. Иоанн сообщает, что он происходил из Каны Галилейской и подробно описывает его встречу с Иису­сом, которой сам был очевидцем (Ин 1,35-51). Привёл Нафанаила к Иисусу Филипп, его друг и будущий Апостол, и потому неудивительно, что в списке Апостолов он всегда фигурирует рядом с Нафанаилом. Некоторые считают, что свадьба в Кане Га­лилейской, где присутствовал Иисус со Своей Матерью и учениками и где по прось­бе Пресвятой Девы Он совершил Своё первое чудо — превратил воду в вино, была свадьбой именно Нафанаила.

Из описания первой встречи Нафанаила с Иисусом вытекает, что он был не слиш­ком хорошо настроен по отношению к жителям Назарета, но когда услыхал слова Иисуса и понял, что для Иисуса открыты глубины его сердца, сразу и решительно в Него уверовал. Это свидетельствует о великой праведности его сердца и открытости воздействию благодати Божией. С тех пор он навсегда остался с Иисусом. Св. Иоанн Евангелист упоминает о нём ещё раз: он принимал участие в чудесном лове рыбы после воскресения Христова (Ин 21,2-6).

В христианской традиции сохранилось не много сведений о св. Варфоломее. О дру­гих Апостолах известно значительно больше, тогда как личность св. Варфоломея осталась в тени. Первый историк Церкви Евсевий Кесарийский пишет, что ок. 200 г. философ Пантен обнаружил в Индии Евангелие от св. Матфея, и высказывает при этом убеждение, что принёс его туда св. Варфоломей. Сходную версию приводит св. Иероним. Однако св. Руфин, и Моисей из Хорезма придерживаются мнения, что св. Варфоломей проповедовал учение Христа в Эфиопии. Псевдо-Иероним же утвер­ждает, что св. Варфоломей проповедовал на Аравийском полуострове. Другие счи­тают, что св. Варфоломей трудился среди парфян и в Месопотамии. Такое разно­мыслие свидетельствует, как мало нам известно о судьбе Апостола после Вознесе­ния Господня.

Из апокрифов сохранились так наз «Евангелие от Варфоломея» и «Апокалипсис Варфоломея». Сохранился также обширный апокриф «Мученичество Апостола Вар­фоломея». Согласно этому тексту, Варфоломей возвещал Еввангелие в Армении. Там ему удалось обратить царского брата Полимния. По приказу царя Армении Астиага был схвачен и казнен в городе Альбанополоисе, или Альбе Армянской, который отождествляют с нынешним Баку. Согласно св. Исидору Севильскому (+ 636), с него при этом содрали кожу. Приблизительной датой смерти Апостола считается 70 г.

Уже сразу после смерти св. Варфоломей почитался, как мученик за Христа, и его ре­ликвии были сохранены от уничтожения. Ок. 410 г. местный епископ перенёс их из Альбанополиса в иной город, откуда они в конце концов попали в Месопотамию. Самое позднее в 507 г. оттуда их перенесли в Анастасиополис во Фригии. Из-за угрозы от язычников в 580 г. их перенесли на Липарийские о-ва, а в 838 г. в Бене­вент. В настоящее время находятся под главным алтарём тамошнего кафедрально­го собора. Часть этих реликвий в царствование императора Оттона III была перене­сена в Рим, где в их честь императором была воздвигнута базилика на Тиберийском острове.

Культ св. Варфоломея датируется с V в. Греки справляют его праздник 11 июня (24 августа Перенесение Мощей), ар­мяне 8 декабря и 25 февраля, эфиопы 18 июля и 20 ноября. В Римской Церкви с VIII в. праздник Апостола справляется 24 августа. Уже в VI в. на острове Эолии был воз­двигнут первый храм в его честь. Пиза, Венеция, Пистоя и Фолиньо выстроили по­свящённые ему святилища. В Польше почитание св. Варфоломея некогда было очень распространённым — в его честь было воздвигнуто более 150 храмов. Святи­лища св. Варфоломея привлекали к себе многочисленных паломников.

В иконографии св. Варфоломей изображается в длинной тунике, препоясанный поя­сом, порой с анатомической точностью, как мускулистый мужчина. Бывает изобра­жен с содранной кожей. Атрибутами его являются книга, нож как орудие казни, сви­ток.

Источник: ILG

Соборная молитва дня (Collecta)

Róbora in nobis, Dómine, fidem,
qua Fílio tuo beátus Bartholomæus apóstolus sincéro ánimo adhæsit,
et præsta, ut, ipso deprecánte,
Ecclésia tua cunctis géntibus salútis fiat sacraméntum.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.

Укрепи в нас, Господи, веру,
которой к Сыну Твоему блаженный Варфоломей Апостол
душою искреннею прилепился,
и даруй, да, его молитвами,
Церковь Твоя для всех народов стала таинством спасения.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.

Евангельское чтение (Ин 1,45-51)

Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Мои­сей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и по­с­мо­три.

Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтя­нин, в котором нет лукавства.

Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня?

Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

_____________________

«Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства», — говорит о Нафанаи­ле-Варфоломее Сам Господь (Ин 1,27). Не много есть на свете персонажей, кто бы удостоился такой высокой чести.

Нам он, однако, известен главным образом благодаря «Варфоломеевской ночи». То, что всем известна именно эта ночь, а не то, как сильно и долго перед этим гугеноты донимали католиков, доказывает, что мы живём в мире, в котором если гугеноты и не выиграли, то Католическая Церковь определённо проиграла — и это благодаря как раз таким ночам. Усвоим же, что даже самые успешные кровопроли­тия не могут пойти на пользу Церкви. Единственное кровопролитие, дозволенное христианам — проливать свою собственную кровь.

Святой Варфоломей Апостол, моли Бога о нас!

Комментарии 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *