Вчерашняя проповедь

Вчера на Литургии читалось Евангелие от Матфея 22,34-40:

«Фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наи­большая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утвержда­ется весь закон и пророки».

Мы знаем, возлюбленные братья и сёстры, что между фарисеями и саддукеями су­щес­т­во­ва­ло с­оперничество: саддукеи формировали высшую элиту священства и об­щества, тогда как фарисеи соответствовали нынешней интеллигенции, будучи са­мым образо­ванным сло­ем, и вовсе не всегда считали, что их ум и образованность оцени­ваются по заслугам.

И вот, услышав, что Иисус привёл саддукеев в молчание, они решили, что наступил их час: ведь эти саддукеи только и умеют, что важно надувать щёки, не­у­ди­ви­тель­но, что бойкий про­поведник с ними справился, а вот посмотрим, что он ответит нам, знаю­щим дос­ко­наль­но весь закон и пророков? — Ведь заповедей, больших и ма­лых, насчитывается в законе целых 613, и что, вот эта деревенщина, какой-то плот­ник из Назарета Галилейского, сможет пере­числить хотя бы половину, а не то, чтобы опре­делить, какая из них наибольшая? — Ну-ка, ну-ка!

И вот звучит вопрос, а на него ответ, по сути, делающий ненужным знание осталь­ных 611 за­поведей.

А ведь знание заповедей имеет самое прямое практическое значение. Читая Ветхий Завет, мы не можем не заметить, что на фоне всех трагедий, катастроф, несчастий и кровопроли­тий постоянным рефреном звучит: «Исполняйте Мой закон, соблюдайте уставы Мои, храни­те за­поведи Мои, а остальное Я устрою!» Ни голод, ни царь асси­рийский, ни другая какая беда не причинят вам вреда, если будете верны Мне, если будете со Мною: только это и по­вторяет Бог чуть не на каждой странице Священного Писания. И в примерах награды за вер­ность и кары за отступничество там нет недо­статка.

В сегодняшнем первом чтении из пророка Иезекииля (37,1-14) Бог в видении пока­зывает про­року обширное поле, усеянное мёртвыми иссохшими костями и спраши­вает его: «Сын челове­ческий! оживут ли кости сии?» Пророк даёт замечательный от­вет: «Господи Боже! Ты знаешь это». Действительно, по-человечески глядя, как мо­гут воскреснуть сухие кости? — Но пророк понимает, что нельзя ставить пределов все­могуществу Божию. И в ответ на пове­ление Божие произносит пророчество, и су­хие кости оживают.

Но надо быть послушным воле Божией, чтобы сподобиться подобных результатов, а как её исполнить, выучить назубок все 613 заповедей и скрупулёзно выполнять их? Или хотя бы, как делают благочестивые евреи, поместить их миниатюрный список на видном месте при вход­ных дверях, чтобы всякий раз, при выходе и входе, касать­ся их ладонью, а затем ка­саться своего лба в знак глубочайшего почтения? — Кра­сиво, но недостаточно. Мало толь­ко знать и почитать, надо ещё исполнять, а как ис­полнить, когда их вон, сколько?

Иисус изумительным образом упрощает нашу задачу в целых триста раз! Вместо 613-ти за­поведей достаточно выполнять только две! Его решение уникально, и при­том не только по отно­шению к Ветхому Завету.

Все какие были и есть на земле учения и религии, все «учители жизни» предлагают пути ис­ключительно сложные: скрупулёзно выполняемые обряды, упражнения, позы, различные виды медитации и психотехники… На это уходят многие десятиле­тия (а по индийским пред­ставлениям и многие воплощения).

А наука, последние столетия игравшая для многих роль религии? — Все эти форму­лы, лабо­ратории, исследования себе представили? Ну, и скоро в результате мы научимся оживлять су­хие кости?

Между тем, Иисус нам предлагает учиться только двум вещам: всё остальное Бог бе­рёт на Себя.

Что ж, мы согласны; но разве мы и так не любим Бога? Разве мы не приходим в храм по воскресеньям, не произносим каждый день молитвы, не стараемся воздер­живаться от греха? Как ещё должны мы любить Бога?

Святой Апостол Иоанн даёт очень прямой и наглядный ответ на этот вопрос: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, ко­торого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин 4,20).

Итак, начнём со второй заповеди, чтобы исполнить первую. За ближним далеко хо­дить не надо: у каждого из нас семья, соседи, родственники, сослуживцы… Давайте их любить, и то­гда, живя по воле Божией, мы сможем оживлять даже сухие кости. Да что там кости! — Мы даже собственную душу сумеем оживить. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *