СО СВЯТЫМИ КО СПАСЕНИЮ: Св. Бернард

20 августа
ПАМЯТЬ СВЯТОГО БЕРНАРДА, АББАТА И УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ


Бернард родился в бургундской рыцарской семье, в замке Фонтен (Fontaines) под Дижоном в 1090 г. Его отец Тесселен (Tescelin) принадлежал к местной аристокра­тии, будучи вассалом герцога Бургундского. Мать, Алетта, была дочерью графа Бер­нара де
Мон­ба­ра. Мальчиком Бернард посещал школу, ру­ко­во­ди­мую епархиальны­ми канониками. Отец мечтал для него о карьере придворного, но сын избрал другой путь. Однажды на Рождество Христово ему явился Мла­де­нец Иисус и призвал по­с­вя­тить себя служению Богу.

Когда Бернарду было 17 лет, скончалась его мать. Тогда он обратился к Пресвятой Деве, чтобы Она заменила ему земную мать. И это было характерной чертой его духа: глубокое почитание Девы Марии.

В 22 года Бернард поступил в цистерцианское аббатство в Сито (Citeaux), явившись туда во главе целого отряда: за Бернардом решили последовать 25 его молодых друзей. Немного позже к ним при­со­е­ди­нил­ся отец Бернарда, а затем и брат. Био­гра­фы Бернарда говорят, что среди окрестных девушек тогда возникла паника, по­с­коль­ку для них не осталось женихов: всех самых благородных юношей Бернард увёл в монастырь.

Суровые умерщвления, какие наложил на себя Бернард, настолько повредили его здоровью, что он оказался при смерти, однако оправился, и тогда настоятель мона­стыря, св. Стефан, отправил его с 12-тью товарищами основать новое аббатство не­подалёку от Лангра (Langres), которому Бернард, тронутый красотой окрестностей, дал имя «Ясной Долины» (Clara Vallis — Clairvaux). Отсюда его прозвище «Клер­восский». Сделавшись первым настоятелем этого монастыря, Бернард принял руко­положение во священство. Ему тогда было 25 лет, после чего до самой смерти он 38 лет пробыл настоятелем этого монастыря. Продолжая дело св. Роберта (+ 1110) и св. Стефана (+ 1134), он основал 68 других аббатств, справедливо заслужив титул сооснователя цистерцианского ордена. Ибо Бернард придал своему ордену небыва­лое доселе развитие во всей Европе.

Но Бернард был не только ревностным настоятелем в своей монашеской семье. Он прославился так же, как мыслитель, богослов и мистик, умея сочетать деятельную и созерцательную жизнь. Имея слишком мало времени для общения с Богом в тече­ние дня, он посвящал этому долгие ночные часы. Кроме вышеупомянутых аббатств, всего им самим либо под его руководством было создано 300 цистерцианских мона­стырских домов, в том числе Йенджеёве (Jędrzejów) в Польше. Он оказал суще­ственное влияние на жизнь Церкви своей эпоху. Его называли «тем, кто обратил Европу». Он защищал Папу Иннокентия II и положил конец схизме антипапы Ана­клета в Риме. По поручению Папы Евгения III проповедовал Второй Крестовый по­ход, причём в своих проповедях он призывал христиан не к тому, чтобы убивать «неверных», но пойти и отдать свою жизнь за Христа! Он также в 1118 г. составил устав для рыцар­ского монашеского ордена тамплиеров, задачей которых была защита пилигримов от нападений и охрана Гроба Господня, и добился утверждения этого устава Папой.

Бернард горячо защищал чистоту веры. Он выступил против учения Абеляра, зна­менитого диалектика, чрезмерно рационализировавшего истины веры, и убедил его примириться с Церковью.

Он прославился также своими сочинениями, которых осталось множество: от не­больших богословских исследований до аскетических трудов, а также писем и про­поведей. К его важнейшим трактатам относятся: «О благодати и свободной воле» (Tractatus de gratia et libero arbitrio), «О степенях смирения и гордыни (Tractatus de gradibus humilitatis et superbiae)», «Книга о любви к Богу (Liber de diligendo Deo)», «Пять книг, написанных для Папы Евгения III (De consideratione libri quinque ad Eugenium Tertium)». Самые прекрасные из его проповедей это комментарии к Песни Песней (1136) и проповеди о Пресвятой Деве Марии. Из его посланий сохранилось, в частности, послание к епископу Краковскому.

Бернард отличался глубоким почитанием Страстей Господних. При виде креста он заливался обильными слезами. Собратья не раз видели, как он сердечно общался со Христом распятым. А для выражения своей любви к Пресвятой Деве Марии он не только писал о Ней прекрасные тексты, но часто приветствовал Её на Её святых изображениях, радостно повторяя при этом: «Ave, Maria!». Традиция передаёт, что однажды статуя Матери Божией отвечала ему: «Salve, Bernardus!». В иконографии он часто изображается именно в этой ситуации. Исключительный дар красноречия приобрёл ему титул «медоточивого учителя».

Несмотря на всеобщий неоспоримый авторитет, Бернард, совета которого спраши­вали короли, неизменно отказывался от всякого рода «карьерных» предложений. Его влияние особо возросло с избранием на Апостольский Престол его собрата и ученика Евгения III, однако и тогда Бернард не принял ни епископского сана, ни ка­ких-либо иных высоких и почётных церковных должностей.


Скончался святой в Клерво 20 августа 1153 г. Как святого его прославил Папа Алек­сандр III в 1174 г. Учителем Церкви его провозгласил Папа Пий VIII в 1830 г. В 800-ю годовщину его смерти в 1953 г. Папа Пий XII опубликовал в его честь энциклику, на­чинающуюся словами Doctor mellifluus («Учитель медоточивый»).

Бернард почитается, как покровитель цистерцианцев, Бургундии, Лигурии, города Генуи, Гибралтара, Пелплина, а также пчеловодов; его призывают на помощь во время эпизоотий, штормов, и в смертный час.

Источник: ILG


СЛУЖБА ЧТЕНИЙ

Проповедь св. Бернарда на Песнь Песней
(Проповедь 83, 4-6: Opera omnia, Edit. Cisterc. 2 [1958] 300-302)

Люблю потому, что люблю, люблю для того, чтобы любить

Любви довольно самой себя. Она находит удовлетворение в себе самой и ради себя самой. Она сама себе заслуга, она сама себе награда. Любовь не ищет вне себя ни оснований для себя и ни плодов: её плоды это сама любовь. Люблю пото­му, что люблю. Люблю для того, чтобы любить.

Что за великая вещь любовь, если только она обращается к своей причине, если направляется к своим началам, если воз­вращается к своим истокам, чтобы черпать из них непрестанно и вновь разливаться потоком! Изо всех движений души, изо всех её чувств и переживаний, только любовь позволяет творению отвечать своему Творцу, если не как равный равно­му, то хотя бы во взаимном подобии. Ибо, когда Бог любит, Он не желает ничего иного, как только быть любимым. Он любит для того, чтобы Его любили, зная, что любящие Его обретут в самой этой любви полноту радости.

Любовь Супруга, или, скорее, любовь, которая и есть Супруг, ждёт лишь взаимной любви и верности. Да будет же позво­лено и той, которую Он одаряет своей любовью, любить его в ответ. Как же могла бы не любить та, кто является супругой Любви? Как можно не любить Любовь?

И потому она права, отказываясь ото всех прочих внутренних движений, чтобы предаться исключительно и полностью любви, ибо она может ответить самой любви взаимною любовью. Но даже если бы она вся целиком растворилась в своей любви, что это было бы в сравнении с вечными волнами любви, истекающими из самого её источника? — Ибо не хлынет с тем же изобилием поток любви у любящего и у Любви, у души и у Слова, у супруги и у Супруга, у Творца и у творения: разница не меньше, как между жаждущим существом и источником.

Так что же? Должно ли угаснуть и полностью исчезнуть у супруги желание увидеть свою свадьбу состоявшейся? Желание, которое выражают её вздохи, сила её любви, её полное доверия ожидание, будет ли это всё обращено в ничто из-за того, что она не может сравниться в беге с гигантом, и что она не может соревноваться в сладости с мёдом, в кротости с ягнён­ком, в белизне с лилией, в сиянии с солнцем, в любви с Тем, Кто Сам есть любовь? — Нет, ибо даже если творение любит меньше в силу своей ограниченности, но если оно любит всем своим существом, то его любви ничего недостаёт, ибо она включает в себя всё. Вот почему любить подобным образом равносильно браку, ибо столь сильная любовь не может полу­чить в ответ любовь слабейшую, в том взаимном согласии супругов, которое составляет прочность и совершенство брака. Всё так и будет, если только не подвергать сомнению, что любовь Слова предваряет и превосходит любовь супруги…

Источник: La Liturgie des Heures, v. 3, p. 1251, Paris 1980

Соборная молитва дня (Collecta)

Deus, qui beátum Bernárdum abbátem, zelo domus tuæ succénsum,
in Ecclésia tua lucére simul et ardére fecísti,
eius nobis intercessióne concéde,
ut, eódem spíritu fervéntes, tamquam fílii lucis iúgiter ambulémus.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.

Боже, святого авву Бернарда, ревностью о доме Твоем снедаемого,
в Церкви Твоей светить и пылать поставивший,
его предстательством нам даруй,
да, пылая тем же духом, сынами света постоянно пребываем.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.

________________________________

Oratio Sancti Bernardi ad Beatam Mariam Semper Virginem

Memorare, o piissima Virgo Maria, non esse auditum a saeculo,
quemquam ad tua currentem praesidia, tua implorantem auxilia,
tua petentem suffragia esse derelictum.
Ego tali animatus confidentia ad te, Virgo Virginum, Mater, curro;
ad te venio; coram te gemens peccator assisto.
Noli, Mater Verbi, verba mea despicere, sed audi propitia et exaudi. Amen.

Молитва св. Бернарда Пресвятой Деве Марии

Вспомни, о всемилостивая Дева Мария, что испокон века никто не слыхал,
чтобы кто-либо из прибегающих к Твоей защите, о Твоей молящих помощи,
испрашиваю­щих Твоей поддержки, Тобою был оставлен.
Исполненный такого упования, к Тебе, Дева на Девами и Матерь, прибегаю,
к Тебе прихожу, пред Тобой воздыхаю, как греш­ник.
Не презри моих слов, Матерь Слова, но внемли милостиво и услышь их. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *