Скелет Христа (продолжение)

Расскажем поподробнее. Иерусалимский лавочник-палестинец собрался расши­рить свой подвал. И неожиданно наткнулся на древнюю гробницу. Прознали власти Иерусалима — как, фильм умалчивает: то ли сам лавочник сообщил, то ли соседи разболтали, но власти так или иначе прознали и прислали археологов, вернее, ар­хеолога, нашу героиню. Весь фильм она в раскопе действует практически одна: в начале ещё показаны какие-то помощники и работяги, что вынули все кубометры грунта, но потом их больше в кадре не вид­но. Видна охрана, израильские солдаты под командой человека в штатском, но охрана регулярно уходит на обед, и этим пользуются то евреи-ор­то­доксы, то пале­стинцы, чтобы похитить экспонаты.

Едва возникнув в кадре, археолог наклоняется и прямо с пола гробницы, из-под не­толстого слоя пыли, подбирает первую находку: древнюю монету. Ну, пря­мо как в фильме «Полицейские и воры», помните? — «Посмотрите, синьор амери­канец, что я только что подобрал на форуме! Это сестерций, римская монета, её, должно быть, выронил из кармана тоги сам Юлий Цезарь!».

Ну, а эту, видимо, сам Понтий Пилат. Во всяком случае, монета его времени.

Дальше — больше. Открывается ниша, а там, на каменном ложе, скелет.

Что заставляет думать, что это может быть скелет Самого Христа? — Доводы сле­ду­ю­щие: во-первых, монета. Во-вторых — следы распятия, ржавчина от гвоздей на костях. Голени не перебиты, так же, как у Христа. Наконец, гробница богатая, а рас­пинали обычно всякую голытьбу: как же распятый мог сюда попасть? В дальней­шем ещё найдут след от копья на рёбрах и от шипов тернового венца на черепе. Для стопроцентной идентификации как будто маловато? — Авторам фильма или, по край­ней мере, персонажам, кажется, однако, что вполне достаточно. Во всяком слу­чае, присланный властями Иерусалима независимый эксперт-археолог, который оказался заодно священником-доминиканцем, спускался в пещеру, снисходительно поглядывая на Шарон Голдбан, а вот вернувшись на поверхность, еле дышал: его проняло. Проняло настолько, что он полностью утратил душевное равновесие и вскоре покончил с собой, картинно бросившись с высокой стены своего монастыря прямо на глазах у о. Мэтью.

Почему же в таком случае мне кажется, что данных маловато для идентификации? — А вот смотрите! Монета? — Однако монеты находятся в обращении отнюдь не только в год своей чеканки, но и много лет спустя, и даже степень истёртости даёт для датировки не так уж много: могла лет 20-30 пролежать у кого-то в кубышке!

Следы распятия? — Но сами же персонажи часто повторяют, что римляне распина­ли много, стало быть, встре­тить следы распятия не диво. Не перебиты голени? — А кто сказал, что голени долж­ны быть перебиты? Как раз наоборот, голеней у распя­тых, чтобы муки сократить, обычно вовсе не перебивали, не страдали римляне та­ким человеколюбием! Распятый, как правило, мучился на кресте трое-четверо су­ток; потому-то Пилат и удивился, узнав, что Иисус уже умер так скоро. А Евангелия подчёркивают, что двум другим распятым перебили голени только потому, что казнь пришлась на канун еврейской Пасхи, «дня великого», и нельзя было оставлять казнённых на кресте. Т. е. именно перебитые голени были чем-то исключительным, а в обычных случаях они должны были оставаться как раз целыми.

Богатая гробница? — Но прежде, чем спешить отказываться от мировой религии с тысячами свидетелей и миллиардами последователей, гораздо легче предположить, что то ли римляне на этот раз всё-таки распяли богатого, то ли у ещё одного бедня­ка нашёлся богатый покрови­тель, подобный Иосифу Аримафейскому, евангельский текст о кото­ром цитируется в фильме… В Евангелии, однако, не говорится, что Ио­сиф Арима­фейский был последним благотворителем на свете. Наоборот, с рас­п­ро­с­т­ра­не­нием Евангелия их на свете стало гораздо, гораз­до больше!

След от копья? — Но логично предположить, что римляне должны были нередко прибегать к этому методу перед снятием с креста, вроде «контрольного выстрела»: действительно, не врача же звать, чтобы он смерть всякого висельника констатировал!

Наконец, следы шипов? — А тут забавнее всего, как их обнаружили: является вы­званное Шарон мировое светило, спускается в гробницу, наклоняется над черепом и буквально за пять минут, при свете фонарика, выдаёт заключение: на черепе мно­жественные следы уколов острыми неметаллическими предметами… И тут даже стойкий отец Мэтью всерьёз заколебался. Между тем, позвольте не позволить! Че­рез две ты­сячи лет, вот так, на глазок, отличить следы уколов от следов естествен­ной эрозии? — Ника­кое мировое светило не позволило бы себе такой категорично­сти! Лексикон ответ­ственного учёного другой: «можно предположить…»; «следы на­поминают…»; и не­пременно: «необходимы лабораторные исследования!».

(Продолжение следует)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *