Уроки святого Иосифа

О святом Иосифе мы знаем только то, что сказано о нём в Священном Писании. В сово­купности ему посвящено 26 стихов, а его имя называется в этих стихах 14 раз. Много это или мало? — Достаточно, поскольку в результате возникает образ ис­ключительно выпук­лый и привлекательный.

Его собственных слов Писание не передаёт; только сказанные о нём, зато какие! «Вот, отец Твой и Я…» — говорит о нём Иисусу Пресвятая Дева Мария (Лк 2,48). Человека по праву называли на земле отцом Сына Божия — можно ли себе пред­ставить титул выше?

Справедливо пишет о нём св. Бернардин Сиенский: «Если ты сравнишь Иосифа со всею остальною Церковью Христа, то не окажется ли он человеком, избранным особым об­разом, с помощью и при покровительстве которого Христос вошёл в этот мир спосо­бом за­конным и почётным? И если вся святая Церковь обязана Пресвятой Деве Марии, по­скольку это через Неё она смогла принять Христа, то после Неё она обязана также и свя­тому Иосифу благодарностью и ни с чем не сравнимым почитанием» (цит. по: La Liturgie des Heures («Литургия Часов»), v. 2, p. 1262 Paris 1980).

Больше того, даже Сама Пресвятая Дева Мария, и даже Сам Господь наш Иисус Хри­стос обязаны святому Иосифу собственной жизнью, чем похвалиться не мо­жет больше ни один человек во всей вселенной: действительно, Спаситель рода человеческого был Сам спасён при помощи святого Иосифа.

Два качества сделали Иосифа способным к выполнению этой исключительнейшей мис­сии, и в этих качествах заключены те два урока, которые нам надлежит из­влечь из его примера.

Во-первых, Священное Писание называет Иосифа праведным:

«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иоси­фом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпу­стить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившее­ся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою» (Мф 1,18-21.24).

«Иосиф же… будучи праведен»…

Праведность это не скрупулёзное следование правилам, так часто доводящее до «правед­ного» гнева, причём людей отнюдь не худших, вот как Апостол Павел, на­пример, пока был Савлом и «терзал Церковь, входя в домы и влача мужчин и жен­щин, отдавал в тем­ницу» (Деян 8,3). Женщины при этом, наверное, рыдали, а их дети кричали, цеп­ляясь за мамину юбку, но Савла это не смущало. Сколько по­том у него было последова­телей!.. (А сколько раз мы сами следуем примеру Савла, а не Павла!)

Праведность Иосифа была другая. Эта праведность заключалась в милосердии, в жало­сти. Скрупулёзное следование правилам требовало «огласить Её»; а Иосиф просто пожа­лел девчонку. Не потому, что считал её ни в чём не виноватой — на­про­тив, с его точки зрения она была виновна. И пожалел он именно виновную. Огласка в те времена и по то­гдашним правилам вполне могла закончиться казнью виновной — её забили бы камнями. Не знаю, как часто в Израиле в ту эпоху ре­ально применяли такую меру, но, во всяком случае, на земле и ныне найдутся страны, где так поступают до сих пор. Так что смертельная угроза для Матери Божией и Её Младенца была вполне реальной, — и праведности, что значит: милосердию Иосифа Они были обязаны спасением от этой угрозы.

Трудно сказать, было ли это качество — милосердие — у Иосифа врождённым или благо­приобретённым. Вполне возможно, он долго и настойчиво его в себе возде­лывал, руко­водствуясь правилом более высоким, нежели суровые предписания за­кона: «Мило­сти хочу, а не жертвы» (Ос 6,6); потом эти слова повторит Иисус (Мф 9,13), — а кто первый учил Его Писаниям, как не тот, который назывался Его отцом?

Выходит, Иисус хорошо усваивал его уроки.

Второй урок, который надо нам усвоить, взирая на святого Иосифа, это послуша­ние: «Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень».

Какое нужно сердце, чтобы вот так принять невероятное?

Что было бы, если бы Иосиф вздумал посоветоваться с мудрыми друзьями, с учё­ными раввинами, законниками? — «Да ты сдурел! — в голос завопили бы они, — Какие сны, какие ангелы? Дети от ветра не родятся, даже святого [библейское сло­во «руáх» означа­ет и «дух», и «ветер»]! Гони-ка её в шею, а еще лучше — волоки на площадь, нам как раз уже давненько не приходилось поразмяться, камнями по­кидаться!»

К счастью, Иосиф ни с кем не стал советоваться. Он просто встал и поступил, как пове­лел ему Ангел Господень.

Точно так же он поступил и позже, когда понадобилось убегать в Египет: «Се, Ан­гел Гос­подень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Ма­терь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет ис­кать Младенца, что­бы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его но­чью и пошел в Египет» (Мф 2,13-14). Ночью, т. е. даже не стал ждать утра! Нет, чтобы покряхтеть, повозра­жать: куда в Египет, зачем? Что, ближе нигде нельзя спрятаться?

По смерти же Ирода, «се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и го­ворит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и при­шел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские» (Мф 2,19-22).

Это только читать легко: встал, взял Младенца и Матерь Его… А вы представляе­те, каков­о это — прожить какой-то срок в Египте, обустроиться, обзавестись ка­ким-никаким жиль­ём, клиентурой — это, как видно, у Иосифа всюду получалось: в Вифлееме Иисус ро­дил­ся в пещере, а волхвы, вопреки многим изображением, при­шли поклониться Ему уже в дом (Мф 2,11). И вот опять — всё бросай и от­правляйся, да ещё Архелай царству­ет в Иу­дее, как видно, тот ещё фрукт… «Но, по­лучив во сне откровение…» — и это уже четвёртое откровение, которое получает Иосиф согласно Священному Писанию.

Разумно предположить, что бывали в его жизни откровения и раньше: не такие масштаб­ные, конечно, и не такие, что ли, «откровенные»: встань, пойди… Но зна­ки, намёки, под­сказки, которые так изобильно встречаются в жизни каждого из нас и кото­рые мы так обиль­но и так небрежно пропускаем… «Встань», а ещё так рано; «пойди» — а так устали ноги!..

И не встаём, и не идём, а после удивляемся, почему никто и никогда нам не под­ска­зы­ва­ет ничего!

Иосиф вставал и шёл, и вообще был всегда внимательным, отзывчивым и милосерд­ным.

Вот таковы уроки святого Иосифа: когда ты милосерден и послушен, Сам Бог Себя вве­ряет твоей опеке. И Сам тебе тогда подскажет, что нужно делать.

И милосердию, и послушанию можно научиться; не следует думать, что это каче­ства вро­ждённые — вернее, следует так думать! Они врождённые, поскольку вро­ждены каж­дому из нас! Ведь сотворил нас милосердный Бог, и сотворил через Христа, Своего Сына, не­превзойдённый образец послушания! И сотворил по Сво­е­му образу и подо­бию. Значит, все эти (и другие) добродетели в нас есть. Их надо развивать, как умение ходить и гово­рить? — Да, безусловно, да.

Но ещё прежде — нельзя ими пренебрегать. В них сомневаться. На них не пола­гаться.

Пример святого Иосифа подскажет. Молитва святому Иосифу поддержит. Вера святого Иосифа научит.

Что нужно делать? — Вглядываться, спрашивать и слушать. И поверять надежду мило­сер­дием. Ибо милосердие — caritas — это и есть Сам Бог: Deus caritas est; «Бог есть лю­бовь» (1 Ин 4,8).

Комментарии 0

  • Очень хорошая проповедь.
    Лучшая из сегодня прочитанных.
    Спасибо.
    Правда очень часто кроме «делай», звучит «не делай». Интересно, в жизни Святого Семейства было это указание «не делай»?

  • В жизни Святого Семейства наверняка нет, или в редчайших случаях. Но это потому, что Семейство было Святое!
    А Вы прочитываете по многу проповедей в день? — Однако!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *