Сегодня на литургии читается Евангелие от Луки (15,1-3; 11-32), притча о блудном сыне.
Все вы, конечно, хорошо знаете эту притчу, но я её всё-таки процитирую, чтобы находилась, что называется, перед глазами, а зачем, станет понятно ниже. Тем более, что занимает она вовсе не так много места, как нам думается, когда мы о ней вспоминаем – обычный для Священного Писания эффект. Книга Ионы пророка – столько событий, приключений, сколько она, по-вашему, места занимает? – Страниц, конечно, десять, а то и все двадцать, правда? – Ничего подобного! Неполных три в Брюссельской Библии, в других, поубористее, – и того меньше.
Но – к притче:
«У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения.
И отец разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно.
Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих.
Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашелся.
И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым.
Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного телёнка.
Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё моё твоё, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк 15,11-32).
Вам разве никогда не казалось, что старший сын прав? – Мне казалось, и довольно долго. Отец, конечно, заверяет его: «Всё моё – твоё», на что один мой друг-тбилисец отозвался с характерной интонацией: «В этом доме всё твоё, что, нет?!»; и я был полностью с ним солидарен: действительно, красиво говорить мы все горазды, а вот козлёнка дать!..
Так что вся притча воспитанному на психологических коллизиях современному читателю скорее говорит о родительском произволе, нежели об отцовской любви, которая должна быть равномерной: нам ясно, что младший был всегда «любимчиком», потому и получил, о чём просил, потому отец и глаза проглядел, глядя на дорогу, не вернётся ли, и заметил его, когда тот «был ещё далеко», и бросился к нему на шею, и так далее, и всё бы выглядело просто замечательно, не будь тут старшего, который чувствует себя обиженным, и, кажется нам, совершенно справедливо.
Нет, комментаторы, конечно, разъясняют нам, как неправ этот старший сын, пренебрегая любовью ради «уравнительной» справедливости, а проще говоря, из зависти, и мы, подумав, с ними соглашаемся; я даже сам как-то писал на эту тему что-то довольно убедительное, по крайней мере, для себя. И эту проповедь я начинал писать с намерением развивать дальше эти же мысли.
Но тут открылось удивительное. Знаете, что? – А то, что старший сын погрешает не только против любви, но и против справедливости! Поскольку несправедлив именно он, старший сын. Козлёнка ему дали, ему дали гораздо больше, чем козлёнка, но почему-то он об этом не вспоминает.
Не вспоминаем этого и мы – и ни один из комментаторов, которых я читал на этот счёт, не говорит об этом факте. О каком? – Сейчас скажу.
Трудно признаться, но годами ломая себе голову над этой притчей, я ухитрился не замечать важнейших слов в самом начале. Только сегодня, перечитывая текст, я обратил на них внимание. Вот эти слова: «отец разделил им имение». «Им»! Выходит, старший получил не меньше младшего! И, значит, козлёнка для своих друзей жалел именно он, а не его отец!
Отец всё имение разделил на две части? Или что-то оставил себе?
Скорее всё-таки оставил. Тельца зарезал своего, иначе брат бы не спустил: что ты моего тельца режешь! А тут наоборот, он потому и обиделся, что для этого разгильдяя тельца не пожалел, а мне козлёнка своего не дал, моих мне приходилось резать!
Не исключено, что они с отцом объединили свои части и вместе управляли. И все были в уверенности, что младший брат никогда не вернётся (умер).Старший давно воспринимал себя как единовластного наследника. И, видимо, на словах и раньше было произнесено, что «всё моё — твоё» или подразумевалось,казалось очевидным.
Думаю, что в какой-то степени гнев праведен — отдали без совета часть обещанного наследства. Кстати, у многих праведных христиан наблюдается торжествующий трепет в связи с тем, что грешники будут в аду.
А радость отца понятна. Видимо речь идёт о спасении части человечества «как бы из огня» — при недостатке дел.
Ну, в какой степени гнев «праведен», достаточно подробно разобрано в традиционных комментариях. А слово «праведные» о христианах, торжествующих по поводу участи грешников в аду, я бы взял в кавычки. Подлинный праведник ничьим мучениям не радуется, тем паче, адским.
О тех, кто в чистилище где-нибудь говорится, что они мертвы?
В каком смысле мертвы, в том, что по-земному они покойники? — Разумеется, да. А вот смерти вечной они безусловно избежали.
Тогда можно предположить, что христианам до самого последнего Судного Дня, не будет известно, что мёртвые (ад), имеют возможность ожить и найтись.
Надо быть готовым не удивляться и уж тем более не погрешать против любви. 🙂
Вы с самого начала неправильно спросили, а я не стал вникать. «Был мертв и ожил» в устах иудея означает не чистилище, а шеол. Когда в псалме мы читаем: «Ты не оставишь души моей в аде», там тоже речь идёт о шеоле. Чётко разграничивать эти понятия стали гораздо позже. Главное различие в том, что из шеола возвращаются, из ада — нет. И Церковь, и Библия на этот счёт исключительно категоричны. И это не от недостатка любви, а из простого реализма. Когда мать предостерегает своего ребёнка от возможных опасностей, она это делает не по недостатку любви, согласитесь.
Но, Иисус-то говорил нам! (это что касается временных рамок)
Впрочем, для чего-то старший сын должен быть в неведении относительно этого.
Может, если бы знал, что отец так поступит, то натворил бы дел ещё больше чем младший.
И что интересно. Ведь о многом отец говорил со старшим , практически ничего друг от друга не скрывали, а фортель с козлёнком выкинул без совета и предупреждения.
Нет, Иисус говорил Своим слушателям, и применялся прежде всего к их способу разумения. О нас Он меньше беспокоился, у нас комментаторы есть.
А про фортель с козлёнком я не понял, кто его выкинул, старший сын или отец?
Отец, конечно. Будешь фокусником, когда у тебя все дети уроды. И неизвестно который лучше, а который хуже.
А фокус-то в чём?
И дети вовсе не уроды: старший обычный зануда, младший — обыкновенный шалопай, таких повсюду на десяток дюжина.