Покрытые распятия

Наступившая неделя относится уже к периоду почитания Страстей Господних.

В католических храмах латинского обряда все кресты и распятия покрываются на это время  фиолетовой вуалью. Почему? — Недавно узнал от нашего настоятеля.

Оказывается, в Средние Века Христа, как правило, изображали на распятиях не страдающим, а торжествующим. Корпус прямой, руки раскинуты прямо, чтобы объять весь мир, голова поднята высоко, глаза раскрыты: не убогий распятый страдалец, а Царь-Триумфатор!

И песнопения в честь креста не скорбные, а торжественные:

О Крест верный, средь деревьев
Ты прославлен лишь один!
Нет в лесах тебе подобных,
Зеленей, цвети, расти!

(Гимн Crux fidelis,  перевод Елизаветы Перегудовой)

Поэтому принято было украшать распятия драгоценными камнями, тем лучше, чем богаче.

А вот на время воспоминания скорбных дней Страстей Господних всю эту красоту и роскошь почитали уместным покрывать.

Сегодня никакой особой роскошью распятия украшать не принято, а вот обычай покрывать их остался, в напоминание о том, как наши предки относились к распятию: для них это была прежде всего победа!

Комментарии 4

  • Как тогда в латинской традиции дошло до того, что Христа чаще стали изображать терпящим, а в период Великого Поста даже в воскресенье наибольшее внимание уделяется песням скорби и Страстям Христовым?

    • Хороший вопрос — почему! Сдаётся мне, средневековый человек муки боялся гораздо меньше нашего, и готов был заплатить такую цену, если надо. А для нас она перекрывает приобретённое. Или проще: веры меньше стало. Триумф — это что-то абстрактное, едва представимое, а муки — вот они, перед глазами.

  • И почему Воскресению Христа (это и есть Триумф) уделяется меньше внимания, чем страданиям?

  • Просто потому, что всему своё время: Страстная неделя посвящена воспоминанию Страстей, а Воскресение мы вспоминаем и славим всё Пасхальное время и вообще весь остальной литургический год, особенно по воскресеньям

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *