СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

2 февраля
ПРАЗДНИК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВО ХРАМ — СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ

 

Фра Анджелико, «Сретение Господне»

Название праздника происходит от двух греческих терминов: Hypa-pante и Heorte ton Kataroin, что значит «встреча» и «очищение». Оба этих праз­д­ни­ка были глубоко укоренены в традиции Ветхого Завета.

В память об избавлении первородных сынов Израиля во время исхода из Егип­та каждый перво­родный сын у израильтян считался принадлежащим Богу. Поэтому в 40-й день после его ро­ждения полагалось принести его в Иеруса­лимскую святыню, вложить его в руки священника, а затем выкупить за симво­лическую плату в 5 сиклей, что было эквивалентом пятидневной опла­ты работ­ника. Одновременно с церемонией пожертвования и выкупа сына происходил обряд очищения матери ребёнка. По этому случаю мать должна была пожерт­вовать агнца, если же была не в состоянии это сделать по причине бедности, то по меньшей мере двух горлиц или двух птенцов голубиных. Тот факт, что Ма­рия и Иосиф принесли в жертву именно это, свиде­тельствует об их крайней бедности.

Праздник Сретения Господня приходится на 40-й день после Рождества. Это память о пожерт­вовании Господа Иисуса в Иерусалимском храме и совершён­ном Матерью Божией обряде очи­щения. Праздник Сретения связан с тайной Рождества Господня, и потому в этот день ещё поз­волительно петь рождествен­ские песни.

Церковь придаёт особо торжественный характер литургическому воспомина­нию всех важней­ших событий из жизни Господа Иисуса Христа. Праздник Сре­тения Господня относится числу древнейших, ибо справлялся в Иерусалиме уже в IV в., т. е. Сразу после прекращения гонений, а два века спустя он рас­пространился также и на Западе.

В праздник совершается процессия со свечами. Старец Симеон, взяв на руки Младенца Иису­са, произнёс пророческие слова: «Свет к просвещению языч­ников и слава народа Твоего Из­раиля» (Лк 2,32). Есть сведения, что такая про­цессия с горящими свечами совершалась в Риме уже при Папе Гелазии в 492 г. С Х в. утвердился обычай освящения свечей, пламя которых сим­волизирует Христа — Свет миру, Христа, усмирявшего бури, Который был, есть и всегда бу­дет Господином законов природы. Поэтому в народной традиции свечи, освя­щенные на праздник Сретения, называются «громничными», их зажигают во время грозы.

Сегодняшним праздником в Польше завершается период пения рождествен­ских песен, рожде­ственских вертепов и ёлок, завершается традиционный — а не ли­тур­ги­че­с­кий, который закончил­ся с праздником Крещения Господня, — период Рождества Господня. Литургия в последний раз в этом году являет нам Христа-Младенца.

Со 2 февраля 1997 г. Вселенская Церковь отмечает установленный Иоан­ном-Павлом II день мо­литвы за тех, которые посвятили свою жизнь служению Богу и людям в неисчислимых мона­шеских орденах и конгрегациях либо инди­видуально следуя евангельским советам целомуд­рия, нестяжания и послуша­ния. Будем помнить о них в наших сегодняшних молитвах.

Источник: ILG

Соборная молитва дня (Collecta)

Omnípotens sempitérne Deus, maiestátem tuam súpplices exorámus,
ut, sicut Unigénitus Fílius tuus hodiérna die cum nostræ carnis substántia
in templo est præsentátus,

ita nos fácias purificátis tibi méntibus præsentári.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.

Всемогущий и всевечный Боже, к величию мы Твоему молитвенно взываем,
да, как Единородный Сын Твой, принявший наше тело, ныне представлен во храме,
так и нам сотвори пред Тобою предстать обновлёнными духом.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который живет и царствует с Тобою в единстве Святого Духа,
Бог, во все веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *