Теперь, когда мы разобрались с медосмотром, нам предстоит следующий шаг — экзамен, или проверка квалификации. Способен ли я работать для Бога, и что вообще означает такая работа?
Грузинский философ Мамардашвили указывал как-то своему собеседнику за столиком французского ресторана на официанта:
— Посмотри, как он движется: он для Бога выполняет свою работу!
Пример выполнения для Бога самых нехитрых действий приводит также Сент-Экзюпери, рассказывая о ризничем, который для Бога зажигает и гасит свечи в храме.
Наконец, ещё один пример, который я вычитал в старом переводном немецком катехизисе. Священник спрашивает своего прихожанина, молится ли тот, а прихожанин отвечает, что на молитву у него не остаётся времени, слишком много приходится работать.
— А кем вы работаете? — осведомляется священник.
— Я наборщик, — отвечает прихожанин.
— Но тогда вы можете класть каждую букву набора во славу Божию, и это будет самая превосходная молитва!
Наборщик послушался, не сразу, но у него стало получаться, и потом он от души благодарил священника за такую прекрасную науку.
Но это, повторяю, происходило где-то в девятнадцатом веке. Класть каждую букву во славу Божию, набирая, скажем, «Фёлькишер Беобахтер» или газету «Правда» было бы проблематично. Поэтому прежде, чем проверять себя на пригодность, нужно ещё проверить свою работу: не каждому везёт быть официантом или ризничим, кому-то предстоит нелёгкий выбор между «надёжным» куском хлеба и чистой совестью. Вспоминается спор о том, может ли врач-католик принимать участие в абортах, если таковы условия в медицинском учреждении, в котором он работает? — Безусловно, не может. Если, конечно, он собирается работать на Бога, а не на кого-то ещё…
Но такая дилемма возникает у тех, у кого уже есть какая-то работа. Безработному легче: он может сразу вынести всю «аморалку» из области допустимых значений, и с лёгким сердцем выбирать из оставшегося широчайшего спектра возможностей. Широчайшего, я не оговорился. Ведь мы к Богу на работу поступаем, не забыли? — Для Бога нет ограничений, Он может всё. Единственное, что ограничивает Его возможности, это мы сами. Потому что, как писал св. Томас Мор своей любимой дочери, «ты слишком робко просишь у меня».
Чего же нам просить у Бога? — Естественно, того, чего нам больше хочется! И не торопитесь возражать, что эдак каждый мальчишка захочет быть космонавтом, а каждая девчонка — топ-моделью, а на всех ни космоса, ни подиумов не напасёшься! Правильный выбор работы предполагает некоторую зрелость, а зрелость предполагает способность отличать свои подлинные желания от наведённых. Таких, кто действительно хочет часы и сутки напролёт проводить в закупоренном скафандре или торчать на подиуме под беспощадными взорами толпы, тщательно контролируя каждую мышцу лица и фигуры, на самом деле считанные единицы, едва хватает заполнить вакансии в отряде космонавтов или на обложках гламурных журналов. Всем остальным хочется не скафандров и гламура, а чего-то совсем другого. Чего? — Вот на этот вопрос и должен каждый сам для себя ответить.
Вопрос конкретный, речь идёт о работе, а не вообще о счастье. И выбор не фатальный: ошибёшься, можно будет переиграть. Да и просто, в разные периоды жизни могут быть разные потребности и предпочтения. Никто не требует от нас подписывать пожизненный контракт. Работа на Бога нужна мне, а не Богу. Потому-то Бог и оставляет нам полную свободу в этом вопросе.
Итак? Подумали, представили? — Замечательно, приступайте! Вы приняты!
Что, ничего особенного выбрать не получается? — И это не беда, не думайте, что провалили испытание. Провальным будет только один ответ: мне всё равно, чем заниматься, лишь бы платили побольше. Так вы будете устраиваться на завод «Серп и Молот», если он ещё существует, а ко Всевышнему нужны совсем другие установки. Забудьте о зарплате, о вознаграждении! У Бога денег много, за Ним не заржавеет! Вы, главное, делайте то, что Ему угодно и что вам самим нравится или хотя бы не противно, и всё будет в порядке! Но только нужно соблюдать одно необходимое условие: работать действительно на Бога, а не на себя. Что значит: делать не то, что нужно мне, а то, что нужно Богу. А Богу, как ни странно, что-то от нас всё-таки нужно. Что именно, Он Сам нам говорит: «Любите друг друга». Всегда и во всём. В отношении работы это означает: делай для других, а не для себя. Делай то, что можешь, делай то, чего другие за тебя не сделают. Договариваясь с партнёром, думай не о том, как его использовать, но о том, как ему помочь. Вот, собственно, и всё.
Слишком просто? — А кто сказал, что от нас требуется сложное? Слишком трудно? — А вы пробовали?