Среда 4-й рядовой недели, год В
Евангельское чтение (Мк 6,1-6):
В то время: Иисус пришёл в Своё отечество; за Ним следовали ученики Его. Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? не здесь ли, между нами, Его сёстры? И соблазнялись о Нём. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём и у сродников и в доме своём. И не мог совершить там никакого чуда; только, на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их. Потом ходил по окрестным селениям и учил.
_____________________
Соблазнялись о Нём не только Его соплеменники; многие христиане соблазнялись и соблазняются самым перечислением «братьев Иисуса»: как же так? Разве Пресвятая Дева Мария не дева? — Но соблазн рассеивается, если мы вчитаемся в Евангелие повнимательнее. Дело в том, что имена этих «братьев» (кроме Симона) повторяются в священном тексте не один раз.
Прежде всего, Апостол Иаков Младший («Младший» в отличие от «Старшего» — Иакова Зеведеева), называется в Писании «братом Господним» (Гал 1,19). При этом известно, кто его мать, о ней говорится у Евангелиста Марка: «Мария, мать Иакова меньшего и Иосии» (Мк 15,40), а также в других местах: у Матфея говорится о «Марии, матери Иакова и Иосии» (Мф 27,56), а у Евангелиста Иоанна она упоминается, по мужу, как «Мария Клеопова» (Ин 19,25).
Третий из упомянутых «братьев» — тоже Апостол, Ап. Иуда (не Искариот), именуемый также Леввеем или Фаддеем, автор включенного в Новозаветный канон Послания Иуды. Деяния Апостолов (1,13) называют его братом Иакова. Таким образом, можно говорить уже о двоих «братьях Господних» среди Апостолов, и действительно, в 1 Кор 9,5 Павел упоминает «братьев Господних» в числе прочих Апостолов. Иосия, упоминаемый вместе с Иаковом, в число Апостолов не попал, но, очевидно, тоже был достаточно известен среди христиан, а вот четвёртый, Симон, как видно, ничем особенным не отличился.
Три «брата» из четырёх оказались… двоюродными братьями. Известна их мать, Мария Клеопова. Было бы довольно странно, если бы ничем не примечательный Симон оказался единственным среди них родным братом Господа: как-то бы это в Евангельском тексте отразилось. И ясно также, что они не могли быть детьми св. Иосифа от первого брака, как предполагают некоторые, что мол, он был вдовцом. Мария Клеопова, жена Клеопы, жива-здорова, а св. Иосиф не был двоеженцем.