IV ВОСКРЕСЕНЬЕ РЯДОВОГО ВРЕМЕНИ, год B
Соборная молитва дня (Collecta)
Concéde nobis, Dómine Deus noster,
ut te tota mente venerémur,
et omnes hómines rationábili diligámus afféctu.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.
Даруй нам, Господи наш Боже,
да поклоняемся Тебе всем нашим духом,
и всех людей разумным чувством мы возлюбим.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который живет и царствует с Тобою в единстве Духа Святого,
Бог во все веки веков. Аминь.
Евангельское чтение (Мк 1,21-28):
В Капернауме в субботу вошёл Иисус в синагогу и учил. И дивились Его учению; ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришёл погубить нас. Знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? И скоро разошлась о Нём молва по всей окрестности в Галилее.
______________________________
«Что это за новое учение?» — Действительно, что? Иисус не таит его, не укрывает «для избранных», для посвящённых. Нет, оно открыто всем и всем доступно. Каждый может хоть духам повелевать, хоть горы двигать, хоть по воде ходить. Каждый может, да не каждый ходит, движет или повелевает. Почему? Может быть, дело в божественности Иисуса, у Него получается, потому что Он Бог, а у нас, как ни учи теорию, ничего не выйдет? — Однако нет, Иисус, во-первых, настойчиво называет Себя «Сыном Человеческим», как бы подчёркивая, что в Его поступках нет ничего сверхчеловеческого, а во вторых, прямо указывает: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Ин 14,12). И вправду, немало было в истории Церкви людей, творивших дела по меньшей мере «не меньше сих», из последних достаточно назвать хотя бы св. Падре Пио… Немало? — Да нет, всё таки плачевно мало. Как бы нам дополнить собою их число? — А для этого прежде всего давайте посмотрим на чудеса Самого Иисуса. В Евангелии их описано десятки, и они очень разные: во-первых, исцеления, изгнание злых духов, но также воскрешение мёртвых, умножение хлебов, хождение по водам, усмирение бури… Чудеса различны, но всех их отличает общий признак: ни одного из них Иисус не совершил для Самого Себя. Даже когда проголодался в пустыне после сорокадневного поста, не стал превращать камни в хлебы, а вот для толпы после однодневной, по сути, вылазки «на природу», умножил их охотно. И воду в вино на браке в Кане Галилейской не потому превратил, что самому вина не достало, евангелист даже реплику Его приводит: «Нам-то что?» — Нет, жениха с невестой пожалел. И так всегда: чудо в ответ на чью-то просьбу, чью-то нужду. Вот и вся наука. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин 13,34).
Это что же, только и нужно, что полюбить, и тут же посыпятся чудеса? — Да, только то и нужно, но не просто полюбить, а так, «как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин 13,35). Любить так, как Он возлюбил нас, т. е. совершенно бескорыстно, без малейшего личного интереса, без расчёта на благодарность нам нелегко. Но для того-то Он и воплотился, для того-то и сошёл на землю, чтобы дать нам пример и научить нас. Будем смотреть на Него, будем учиться у Него, и тогда всё у нас получится. Аминь!