Встретил очень интересную статью на сайте APOLSOC.INFO и привожу её здесь полностью:
Прописные истины для Лаодикийской церкви ↓
» добавил sermons, в Проповеди, 20-11-2011, 16:59
— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— Это во многом зависит от того, куда ты хочешь прийти,- ответил Кот.
— Да мне почти все равно,- начала Алиса.
— Тогда все равно, куда идти,- сказал Кот.
— Лишь бы попасть куда-нибудь,- пояснила Алиса.
— Не беспокойся, куда-нибудь ты обязательно попадешь,- сказал Кот,- конечно, если не остановишься на полпути.
Чтобы можно было определиться, куда идти, нужно знать: где мы находимся? И – как мы здесь оказались? Именно с такой целью осуществлялось исследование, результаты которого опубликованы в монографии «Мировоззрение – утраченное измерение благовестия» [1]. Они, похоже, выявили ряд проблем, с которыми сталкивалась Церковь вскоре после распада Советского Союза. Но насколько можно доверять этим результатам? Чтобы установить это, было предпринято дополнительное исследование [2], основанное на экспертном мнении опытных служителей. Причем ожидалось, что мнения служителей будут разными, в зависимости от того, когда они начинали служение – до распада СССР, в трансформационный период или же совсем недавно. Вопреки ожиданиям, подобная зависимость не выявилась. Вместо этого, разница в оценке модели постсоветских мировоззренческих процессов (и, соответственно, – самих процессов) определялась тем, где несет служение респондент: внутри церкви (пасторы) или вне ее (миссионеры). Неожиданно, исследование высветило мировоззренческие различия между теми, кто распространяет Благую Весть и теми, кто призван оснащать Народ Божий для ее распространения.
По мнению исследователей, корнем проблемы благовестия в постсоветской Европе было представление о евангелизме как о распространении информации об Иисусе Христе и Его искупительной жертве. Пример такого «информационного подхода» – популярность буклета «Четыре духовных закона». Но мы живем в числе наиболее грамотных стран мира (грамотность взрослого населения составляет 99.4 %). Вокруг практически не осталось людей, не знающих о Христе. Проинформирован каждый. Но много информированных – мало трансформированных.
Духовного пробуждения, т.е. подлинной трансформации мировоззрения, не может произойти в обществе без трансформации мировоззрения в Церкви. Речь не о спасении – оно дается Богом по благодати. Речь о том, что Церковь, совокупность спасаемых, перестает соответствовать своему предназначению. Теоретически мы понимаем, что заповеданное нам «Великое поручение» гласит: «Идите и научите» (Матфей 28:19). Но воплощаем мы его так, будто оно – «Сходите и заманите».
Что ж. Заманить человека в церковь не составляет труда. Проблема в том, что придя туда, он увидит таких же озабоченных людей: с такими же интересами, целями, приоритетами, страхами, проблемами, с теми же упованиями и – с таким же самодовольством, как индивидуальным, так и корпоративным. А каких людей он должен был бы там увидеть? Описывая, каким надлежит быть христианину, апостол пишет о необходимости единства, дружелюбия, кротости, милосердия, сострадания, чистой совести, смирения, уважительного отношения к другим. И добавляет: «Будьте всегда готовы дать ответ любому, кто спросит вас, на чем основана та надежда, что живет в вас» (1 Петра 3:15, перевод Российского Библейского Общества). Сегодня проблема не в том, что мы не готовы дать ответ. Проблема в том, что никто не спрашивает. Не спрашивает, потому что не видит разницы. Нет иного упования – нет и вопросов о нем.
Апостольское понимание благовестия отнюдь не сводится к информированию. Павел пишет: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» (1 Коринфянам 9:22, 23). Не оракулом, не ретранслятором – соучастником. Мы слишком долго рассказывали о Благой Вести – пора стать Благой Вестью. Для этого необходимо освежить в памяти некоторые прописные богословские истины.
Начнем с основ – с сути тринитарной доктрины.
Прописная истина. Воплотившись во Христе, Творец стал частью творения. Укрепляемый Святым Духом, воплощенный Сын как бы служил Телом Отца, исполняя Его волю.
Прописная истина. Церковь – наделенное Святым Духом Тело Христа, воссевшего одесную Отца. А значит, быть Телом Христовым – это не просто не воевать друг с другом (чем мы зачастую особенно озабочены). Быть Телом Христовым значит исполнять Сыновнее служение Отцу под водительством Святого Духа. В этом – предназначение Церкви.
Прописная истина. Несоответствие предназначению называется «грех».
Прописная истина. Единственный путь к освобождению от греха – покаяние.
Так говорит Господь: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: `я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды’; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.
Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам» (Откровение 3:14–22).
Данный призыв к покаянию обращен не к миру, а к Божьему Народу! Иисус не стучит в организм неверующего – будь то сердце, почки, легкие либо какой иной орган. Он стучит в двери церкви. Христос стоит вовне и взывает: «Если кто услышит голос Mой и отворит – войду и буду вечерять с ним, и он со Мною», а кто нет – те уж как-нибудь сами. Бог-Ревнитель не станет делить Своего места с нашими программами, традициями, доктринами и социальными проектами.
Характерное заявление сделал один пастор, студент богословской магистратуры, оценивая книгу Дана Ричардсона «Вечность в их сердцах»: «Каждая история [приведенная в книге] кажется скорее исключением, чем-то сверхъестественным, чем нормой действия Духа Святого».
Прописная истина. Дух Святой не подчиняется нашим нормам, программам, догмам и традициям. Даже – самым любимым. Все духовные пробуждения в истории Церкви начинались не с планов, проектов и визионерских идей. Они начинались с покаяния Церкви. «Ибо время начаться суду с дома Божия» (1 Петра 4:17).
Современная «церковь» – это самодостаточная организация. Для кого-то границей самодостаточности является деноминация, для кого-то – братство или объединение, для кого-то – поместная община или мнение пастора. Но, «разбогатевшая» до самодостаточности, церковь не имеет нужды ни в учебных заведениях, ни в миссии. Впрочем, – не во всякой миссии. Ее интересуют те миссионерские организации, что жертвуют ей, но не те, что требуют жертвенности от нее. Задайтесь вопросом: какую долю в финансировании миссий и учебных заведений составляют пожертвования национальных церквей? Или – какую долю в бюджете национальных церквей составляет финансирование миссии и образования? Ровно настолько национальной церкви нужны и миссия, и образование.
Подготовка лидеров-визионеров – важное и нужное дело. Но – не самое важное и не самое нужное. Не это должно быть главной заботой Церкви. Во всяком случае, в Писании мы не находим прецедента, когда это волновало бы раннюю Церковь. Самый яркий визионерский пример, упомянутый в Новом Завете, – Авраам (Евреям 11:8), который, будучи призван идти в землю, обещанную ему в наследие, подчинился и пошел, не имея ни малейшего представления, куда идет. Церковь сегодня не должна быть озабочена недостатком лидеров. Нас должен беспокоить недостаток последователей. Верных последователей Христа, подражая которым смогли бы пойти за Ним остальные. Сегодня Церковь как никогда нуждается в пророках, призывающих народ Божий к покаянию.
Призывать верующих к покаянию – дело рискованное. Всем известно – пророки плохо кончают. Куда проще рассуждать о гомосексуализме или об исламской угрозе. Труднее признать, как это сделала канцлер ФРГ Ангела Меркель: «У нас не слишком много ислама – у нас слишком мало христианства».
Заведомо прошу прощения за огульные обобщения. Прекрасных исключений – множество. Но так видится общая картина. Церковь сегодня становится наиболее приоритетным миссионерским полем. Без покаяния Церкви подлинная трансформация мировоззрения в обществе невозможна. Мы погрязли в лаодикийской гордыне. Ее нынешние проявления имеют три наиболее ярко выраженные составляющие.
1) Догматическая гордыня
В первые века в тандеме апологетика/догматика главенствовала апологетика, поиск точек соприкосновения. Недаром этот период христианской истории так и называется – «период апологетов». Последующее признание церкви государством привело к превалированию догматики. Выявление различий оказалось важнее поиска точек соприкосновения. Проведение границ оказалось важнее наведения мостов. Насущность догматики не подлежит сомнению. Без прочных надежных опор мосту не устоять – его снесет. Однако без моста опоры превращаются в неприступные, но бесполезные твердыни, существованию которых нужно найти какое-либо иное оправдание. В итоге целью догматического богословия становится не столько познание Христа, сколько отмежевание от «иных» познающих Его.
Испытанный принцип «В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь» стал пустым лозунгом. Сегодня в полемике о второстепенном нет ни главного, ни единства, ни любви. Эмоциональная напряженность догматических споров свидетельствует, что проблема простирается куда дальше чисто интеллектуального интереса. А их содержание редко свидетельствует о глубине богословских знаний оппонентов. Речь идет не о богопознании, а о кровных интересах: «Скажи мне, какова твоя доктрина, и я скажу, кто твой спонсор». Более того: верующие зачастую воюют друг с другом за власть, за деньги, за недвижимость, оправдывая это доктринальными разногласиями.
Прописная истина. Мы все отчасти знаем и отчасти пророчествуем.
Прописная истина. Спасение дается исключительно по благодати, исключительно через веру в Иисуса Христа – не по выверенности доктрины и не через таковую.
2) Деноминационная гордыня
Деноминационная гордыня связана с доктринальной, но не сводится к ней. Суть доктринальной гордыни такова: я прав, потому что моё учение правильно. Принцип же деноминационной гордыни можно выразить так: я прав, потому что я в правильной компании. В совокупности эти два утверждения составляют исповедание киплинговских бандерлогов: «это правда, потому что мы все так говорим». Писание же утверждает иное:
Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.
Ибо сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: `я — баптист’; `я – лютеранин’; `я – кальвинист’; `а я христианин полного евангелия’.
Разве разделился Христос? разве Лютер распялся за вас? или во имя Кальвина вы крестились? (перифраз 1 Коринфянам 1:10:11-13)
Прописная истина. Всякий грех простится человекам, кроме хулы на Духа Святого. Любые заявления типа «Эти баптисты – они Духа Святого не имеют», «Эти харизматы – они неведомо, каким духом водимы», «Эти православные – у них нет живой веры», «Эти протестанты – их таинства безблагодатны», все они – хула на Духа Святого.
Прописная истина. Спасение дается исключительно по благодати, исключительно – через веру в Иисуса Христа, а не через традицию. В поисках своей идентичности, не следует забывать: Иисус – единственная подлинная идентичность христианина. Любая иная идентичность христианина – ложная.
3) Политическая гордыня
Признание церкви государством привело не только к превалированию догматики над апологетикой, но и к тому, что Церковью овладел соблазн воздействовать на мир мирскими же методами. Политик призван защищать интересы «полиса», т.е. всех граждан в совокупности (собственно, само слово «политика» произошло от слова «полис»). Поскольку же мирские политики преследуют в худшем случае – свои собственные интересы, в лучшем – интересы своей группировки (партии, блока), среди верующих распространилось мнение, что христиане должны идти в политику, дабы лоббировать и защищать интересы церкви (что бы при этом ни понималось как под «церковью», так и под «интересами»).
Прописная истина. Мы – уже граждане Небесного Иерусалима, выполняющие миротворческую миссию в уже павшем Вавилоне. Наша цель – не улучшать качества Вавилона или условий жизни в нем Небесной диаспоры, а провозглашать милость Победителя. Быть Его присутствием. «Пусть никто не старается угодить себе, но заботится о том, что несет благо другим» (1 Коринфянам 10:24, перевод Международного Библейского Общества). Власть Церкви – не от мира сего. Христианин-политик не имеет права на лицеприятие. Он должен быть примером государственного деятеля, равно защищающего интересы всех граждан – верующих и неверующих: христиан, мусульман, буддистов, атеистов, сатанистов, сталинистов и т.п. Господь заповедал нам: «Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных … Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (От Матфея 5:45, 48).
***
Церкви, утверждающей `я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды’, так говорит Господь: «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся».
Двадцать лет назад наши страны пережили исход из Египта коммунизма в пустыню демократии. Мы достигли середины пути. «Расстояние» вперед и назад – одинаковое. Пришло время решать – продолжать ли строить свои маленькие политические, деноминационные и догматические «египтики», или идти в Землю Обетованную, зовя за собою каждого, кому мы позволим «почувствовать разницу»; увидеть в нас граждан Царства; увидеть в нас Христа.
Сегодня о Христе проинформированы все – как в Церкви, так и вовне! Люди – как верующие, так и неверующие – более не нуждаются в информации. Им нужна трансформация. Трансформация мировоззрения, которую Библия называет «покаяние». Без покаяния Церкви, подлинной трансформации мировоззрения в обществе не произойдет. Время начаться трансформации с дома Божия!
Источник: http://apolsoc.info/690-propisnye-istiny-dlya-laodikijskoj-cerkvi.html#comment
Спасибо за исследование в области психологии современного взгляда на Церковь, но позвольте возразить на вашу пылкую речь некоторыми наблюдениями, а точнее фактами.
1. В некоторых конфессия сохраняется традиция исповедания грехов на каждом богослужении и учение о необходимости каяться в каждом молитвенном обращении к Богу. Поэтому на призыв к покаянию в Церкви, скорее всего надо обратить своё внимание тем, кто к сожалению не принял или пока ещё не понял учение Св. Писания о греховной натуре человека и о благодати Божьей.
2. Прошу заметить что сегодня также популярно мысль о том, что «доктрина разделяет, а любовь объединяет». Это пропаганда, которую ведёт Либеральное крыло богословов всего мира приносит свои плоды. Всё больше на лицо сект и лжеучений, которые не способствуют единству в Теле Христа, а приводят к ещё большему разобщению среди не утверждённых душах, а самое главное наносят тень на Святое Имя Бога. Если перефразировать выше указную фразу то это выглядит так: «истина разделяет, а любовь объединяет». потому что доктрина призвана точно указать на учение СВ. Писания и Церкви. Таким образом налицо непонимания единства Божественной любви и святости.
3. Если быть внимательным к текстам Ветхого Завета, то не трудно заметить что суть практического богословия евреев был призыв, который можно выразить одной фразой: «Выйдите и отделитесь и Я буду вашим Богом». Точно такой же призыв остаётся и для Церкви времени Евангелия
«Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.»
(2-е Коринфянам 6:16-18)
Поэтому просто находиться в этом мире и не очерчивать никаких границ для свидетельства о Царстве Бога и людей не получиться. Скорее наоборот по причине траченых границ Церковь не способна влиять на этот мир. возможно вы это и имели ввиду, но только из ваших слов об этом можно только догадываться.
4. Если уж и надо в Церкви сегодня в чём то конкретном покаяться, так это в невежестве по отношению к Слову Божьему и пренебрежению теми средствами благодати, которые Христос оставил Своему народу. Что в сущности отражает отношение Церкви к Богу и слепоту во взгляде на себя самих.
Однако спасибо вам за вашу речь, которая заставляет обратить внимание на реали жизни.
Речь, вообще-то, не моя, я привёл чужую статью с указанием источника, а статья мне, конечно, понравилась, но не настолько, чтобы я отождествился с её автором и взялся вести полемику от его имени. Ваши мысли вызывают во мне живейший отклик, но и то, что сказано в статье, не лишено оснований. Главное для меня в ней это призыв к единству путём преодоления перегоородок, воздвитгнутых людьми. Особенно ценно слышать слова, подобные тем, что я вынес в заголовок: «Лютер ли распялся за вас?», от автора-протестанта.
лорд
Извините, не понял, к чему это слово относится.