Почему Церковь называется католической
Катехеза св. Кирилла Иерусалимского
(Катехеза 18,23-25)
Сегодня, в среду 17-й рядовой недели литургического года, в Службе Чтений Литургии Часов читается следующая катехеза св. Кирилла Иерусалимского:
Церковь это народ, созванный и собранный Богом
Церковь называется католической (или универсальной, вселенской, всеобщей), потому что она охватывает весь мир, от одного края земли до другого, и потому, что она учит универсальным образом и безошибочно всему тому, что людям необходимо знать, о вещах видимых и невидимых, небесных и земных. Кроме того, она зовётся католической, потому что приводит к истинному почитанию Бога весь род человеческий: властителей и подданных, учёных и невежественных; потому что она лечит и исцеляет всякие виды греха, совершённые душою и телом; наконец, поскольку она обладает в себе всеми видами добродетелей, в делах или словах, как бы они ни назывались, и всеми видами духовных даров.
Имя «Церковь» (или «Собрание», греч. Ekklèsia) всецело ей подходит, поскольку она «собрана» и соединяет всех людей, так, как Господь это повелел в книге Левит: «Собери всё общество ко входу скинии собрания» (Лев 8,3). Следует заметить, что слово «собери» (ekklèsiason) употребляется здесь в первый раз в Священном Писании, тогда, когда Господь поставляет Аарона первосвященником. И во Второзаконии Бог говорит Моисею: «Собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня» (Втор 4,10). Слово «Церковь» упоминается и тогда, когда говорится о скрижалях Закона: «На них [написаны были] все слова, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день Церкви (собрания)» Втор 9,10), что означает: «В день, когда вы собрались на собрание Божие». И Псалмопевец также говорит: «Я прославлю Тебя в собрании (ekklèsia) великом, среди народа многочисленного восхвалю Тебя» (Пс 34,18).
Псалмопевец, к тому же, некогда воспел: «В собраниях благословите Бога Господа, вы — от семени Израилева» (Пс 67,27). […]Но в дальнейшем Спаситель создаст из языческих народов второе собрание: нашу святую Церковь, Церковь христианскую, ту, о которой Он сказал Петру: «На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф 16,18).
Когда единственная Церковь, находившаяся в Иудее, была отвергнута, Церкви Христовы умножились по всей земле.
Это о них говорится в псалмах: «Пойте Господу песнь новую, хвала Ему в собрании святых» (Пс 149,1). Пророк соглашается с этим, когда говорит Иудеям: «Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф», и тут же прибавляет: «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами» (Мал 1,10.11). Об этой же самой Церкви, святой и католической (вселенской), пишет св. Ап. Павел Тимофею: «чтобы… ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим 3,15).