Сегодня на Литургии читается Евангелие четверга 13-й рядовой недели, Мф 9,1-8:
Иисус, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя веру их, Иисус сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Ибо что легче сказать: «прощаются тебе грехи», или сказать: «встань и ходи»? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошёл в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.
Сегодня я впервые обратил внимание на тот факт, что своим исцелением «расслабленный», что значит, паралитик, обязан… книжникам! Не скажи они сами в себе: «Он богохульствует», Иисус не стал бы добавлять «демонстрационного» чуда: простили тебе грехи, и будет, чего еще тебе нужно? — А нужно было паралитику, конечно, исцеление; это за ним он сюда отправился, это ради него друзья, как сказано в ином месте, разобрали кровлю и спустили его пред Иисуса на носилках… То, что Иисус словно бы не понимает таких простых вещей, может нас даже покоробить: чего это Он, так и отпустил бы несчастного страдальца восвояси на тех же носилках, когда бы не книжники? — Но чем возмущаться, лучше вникнуть. Почему Иисус пренебрёг было такой насущной потребностью больного? Почему люди вообще чем-либо пренебрегают? — Потому, что считают это маловажным, не придают большого значения. И вот в глазах Иисуса исцеление по сравнению с прощением грехов это такой пустяк, что можно о нём и не вспомнить! Тебе грехи простили, этого хватит, чтобы радоваться весь остаток жизни! А что здоровья не вернули, так оно, может, даже лучше, меньше будет поводов отвлекаться от этой радости! Впрочем, если хочешь, держи, мне не жалко! — и вот, «Расслабленный, встав с постели, — Вприпрыжку бежал домой!» (Е. Перегудова). Но главное, чему он должен был бы радоваться, это всё-таки прощение грехов, а не способность бегать вприпрыжку.
Иисус смотрит на вещи в перспективе вечности. Она для него так естественна, что порой Он забывает сделать скидку на нашу с вами приземлённость. Впрочем, если Ему напомнить…
Но напоминать о Божьей перспективе нам лучше всё-таки себе. Иначе мы рискуем слишком многое не понять. Вот, например, сегодняшнее первое литургическое чтение, Быт 22,1-19. Речь там идёт о жертвоприношении Авраама. Сюжет известнейший: Авраам должен принести в жертву Богу своего возлюбленного сына Исаака. Кто из нас избежал недоумения, возмущения, негодования, услышав об этом впервые? Господи, что за дела? Зачем так издеваться над несчастным стариком? — Да, всё хорошо, всё закончилось благополучно, но перед этим, сколько дней ему надо был идти туда вместе с сыном, и что он чувствовал, глядя на «отрока» — на подростка по-нашему — на которого возложил дрова (самому бы нести не под силу)? И когда услыхал простодушный вопрос Исаака: «Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» — Господи, зачем?!
Авраам это знает. Теперь знает. А иначе бы не узнал. Стоит ли это знание таких переживаний? — Бог решил, что стоит, и Авраам, узнав, с Ним согласился. Кто-нибудь в этом сомневается?
Бог и ведёт Себя с нами, и рассказывает о Своих поступках, ни на мгновение не отступая от перспективы вечности. И надо, разговаривая с Ним, тоже не забывать об этой перспективе. Именно в ней написано и слово Божие, и составлено всё мироздание. Иначе, вне этой перспективы, всё становится не просто непонятным, — возмутительным! Возмущаться нам легче, чем верить. Но если мы хотим дождаться вечности, где только и найдутся ответы на все наши вопросы, нам нужно верить, а не возмущаться.