ВТОРНИК ПАСХАЛЬНОЙ ОКТАВЫ
Соборная молитва дня (Collecta)
Deus, qui paschália nobis remédia contulísti,
pópulum tuum cælésti dono proséquere,
ut, perféctam libertátem assecútus,
in cælis gáudeat unde nunc in terris exsúltat.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.
Боже, пасхальным нас исцелением возвеселивший,
дарами небесными народу Твоему сопутствуй,
да, совершенную свободу постигая,
на небе так возрадуемся, как уже ныне на земле ликуем.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который живет и царствует с Тобою в единстве Духа Святого,
Бог во все веки веков. Аминь.
Евангельское чтение (Ин 20,11-18):
Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: «Раввуни!» — что значит: «Учитель!» Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. Мария Магдалина идёт и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.
______________________________
Видимое противоречие между рассказами у Иоанна и у синоптиков о жёнах, пришедших ко гробу (там пришли три женщины или даже больше, здесь только одна), согласно видениям бл. Анны-Екатерины Эммерих объясняется очень просто: женщины вышли все вместе, но Магдалина слишком торопилась и потому обогнала остальных и пришла ко гробу первая; увидев гроб пустым, она тут же в панике помчалась обратно, на бегу выкрикнула весть своим подругам: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили его», и побежала дальше, возвестить Апостолам. С порога выкрикнула им те же слова и тут же побежала обратно. Остальные тем временем пришли ко гробу, увидели Ангела (Лука говорит о двух Ангелах, но двух, скорее всего, видела только Магдалина), затем Самого Господа Воскресшего, поклонились Ему и вернулись к Апостолам, но Магдалина с ними разминулась, вновь прибежала ко гробу, и вот теперь произошло всё то, о чём нам сообщает Иоанн.
Но ещё больше, чем разрешение кажущегося противоречия, в этом эпизоде поражает сосредоточенность Магдалины на одном-единственном предмете: на Иисусе. Увидев Ангела, другие жёны испугались (у Марка ещё сильнее: «ужаснулись»), но на Магдалину вид даже двух Ангелов не произвёл ни малейшего впечатления: «Забрали Господа моего!», — и больше ничего она уже не видит и не воспринимает, даже Самого Господа Воскресшего, поскольку, очевидно, никак не чаяла увидеть Его живого… И тогда Иисус называет её по имени: «Мария!» — и она в ответ выдыхает: «Раввуни!»
Как жаль, что в русском языке слово «Учитель» не имеет ласкательной формы! Ведь слово «Раввуни» означает именно это.