Сегодня четверг пятой недели Великого Поста. На литургии читается Евангелие от Иоанна, 8,51-59:
Иисус сказал Иудеям: Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдёт слово Моё, тот не увидит смерти вовек. Иудеи сказали ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки; а Ты говоришь: «кто соблюдёт слово Моё, тот не вкусит смерти вовек». Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь? Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш. И вы не познали Его; а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его. Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет ещё пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма.
Слова «Я есмь» это те же самые слова, которыми назвал Себя Бог, когда явился Моисею в неопалимой купине. Вот почему иудеи схватились за каменья: в их ушах это прозвучало, как нестерпимое кощунство.
Мы, христиане, верим, что Иисус по праву относит к Себе эти слова, называет Себя «Тем, Кто есть», Сущим (Ягве). Ибо, как Он Сам говорит о Себе, «Я и Отец — одно» (Ин 10,30).
Но если так, то это мы должны хвататься за каменья при виде тех, кто не принимает Его, как Бога, кто кощунствует и не склоняется перед Сущим! — Так мы и делали, собственно, много веков, и не сказать, чтобы эти века отличались от нынешнего в худшую сторону относительно веры и святости. Но сегодня так делать нам стыдно, сегодня в ходу толерантность. И не всегда легко понять, насколько это оправдано.
Вот вчера я смотрел материалы, связанные с протестом против кощунства во Франции (см. призыв), и там Архиепископ Авиньонский, в частности, заявляет, что уважает своих братьев-мусульман. Каким образом мусульмане оказываются братьями христианскому архиепископу? — Но, с другой стороны, я сам знаком с такими мусульманами, которых охотно и с удовольствием назвал бы своими братьями.
Разобраться, как тут быть, мне помогла песенка группы «Ляпис Трубецкой» «Я верю». Друг вчера попросил меня её послушать, и она мне неожиданно понравилась. В припеве там есть такие слова:
Я верю в Иисуса Христа,
Я верю в Гаутаму Будду,
Я верю в пророка Мухáммада,
Я верю в Кришну, я верю в Гаруду…
Казалось бы, обычный синкретический бред, который я всегда воспринимал с изрядной агрессивностью, но ребята поют так трогательно, так наивно, что агрессивность куда-то подевалась, и мне вдруг стало ясно, что смотреть на такую веру надо не сверху, а снизу, не Христа с Гаутамой сравнивать, а понять, что поющие ни во Христа, ни в Гаутаму и ни в Гаруду, в сущности, не верят, как не верят и в пророка Мухáммада, а верят они просто в то, что существует нечто выше желудка. И все перечисленные имена для них как звёзды на едином небосклоне, и выражают они чувство благоговения перед великим небом.
Достойно называть своими братьями тех, кто благоговеет перед небом, а не зарылся в собственном желудке.
А за то, что для них ещё не взошло Солнце Правды — Иисус Христос, в свете Которого меркнут все прочие звёзды, — спрашивать надо не столько с них, сколько с нас, христиан. Ибо не так светит свет наш пред людьми, чтобы они, видя наши добрые дела, прославляли Отца нашего Небесного.
Верю в то, что живущий по слову Божьему, исполняющий слово Христово есть друг и брат Христу.
Ибо так сказано.
Не более.
Кто друг и брат Христу, судить за Христа я не берусь. Тут речь идёт о том, кто друг и брат мне.
И я не сужу — то, о чём говорю, сказано в Евангелие.
«15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.» (Ин 15)
«48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? 49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; 50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.» (Мф 12)
Бог един и нет другого и не может быть у двух или трёх братьев разных отцов, ибо Один Отец.
Если один исповедует Одного Отца, а другой — другого, то какие они братья?
Любить — да, ближний — да, но братья — во Христе.
Дорогой Юра, если Вы согласны считать своим ближним каждого человека и любить его независимо от его исповедания, никто ничего больше с Вас требовать не в праве.
Храни Вас Бог!
В том, как я реагирую на некоторых людей, чувствую свое несовершенство. Как иногда трудно управлять своими эмоциями и разделять человека и то что он делает…
Всё трудно, если пытаться делать самому, а не вместе с Богом. Звучит банально, но другого секрета для успешной деятельности нет!