Удивительным образом самая главная истина веры и вообще нашей жизни, та, что есть Бог, ни в катехизисе, ни, как я потом узнал, в Библии вовсе никак не доказывалась и не обосновывалась.
Библия разделывается с такого рода вопросами решительно и кратко: «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога!» (Пс 13,1; 52,2). Всем остальным, выходит, всё и так ясно, «ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они [неверующие] безответны» (Рим 1,20). «Рассматривание творений» действительно довод самый наглядный и убедительный. Не кто-нибудь, Дени Дидро сказал: «Достаточно крылышка бабочки, чтобы сокрушить безбожника». И апелляция к совершенству, целесообразности и красоте видимого мира издавна служила излюбленным приёмом проповедников, состоя в числе пяти так называемых «основных доказательств» существования Бога.
Но мы с вами не будем ни разбирать, ни даже перечислять эти доказательства: они достаточно известны, известна и реакция на них со стороны тех, для кого их, собственно, и формулировали: со стороны неверующих (поскольку верующие в подобных доказательствах особо не нуждаются).
Характерный образчик такой реакции мы находим в «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова:
— Но, позвольте вас спросить, — после тревожного раздумья заговорил заграничный гость, — как же быть с доказательствами бытия божия, коих, как известно, существует ровно пять?
— Увы! — с сожалением ответил Берлиоз, — ни одно из этих доказательств ничего не стоит, и человечество давно сдало их в архив. Ведь согласитесь, что в области разума никакого доказательства существования бога быть не может.
— Браво! — вскричал иностранец, — браво! Вы полностью повторили мысль беспокойного старика Иммануила по этому поводу. Но вот курьёз: он начисто разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство!
— Доказательство Канта, — тонко улыбнувшись, возразил образованный редактор, — также неубедительно. И недаром Шиллер говорил, что кантовские рассуждения по этому вопросу могут удовлетворить только рабов, а Штраус просто смеялся над этим доказательством.
Вот и все аргументы: кто-то смеялся, кто-то ругался, кто-то сдал их в архив, а всё вместе должно убедить, что ни одно из этих доказательств ничего не стоит. Но в одном, и в самом главном, пункте Берлиоз всё-таки прав. Однако мы продолжим разговор об этом завтра.