Сегодня воспоминание св. Бонавентуры,
епископа и Учителя Церкви
Джованни ди Фиданца, в монашестве Бонавентура, родился ок. 1218 г. в Баньореджио в Италии. Изучал философию и богословие в Париже. Получив степень магистра, преподавал эти дисциплины своим собратьям по ордену Меньших Братьев. Будучи избран генералом своего ордена, управлял им мудро и благоразумно. Был назначен кардиналом-епископом Альбано. Скончался в 1274 г. во время Лионского собора, в подготовке которого принимал самое деятельное участие. Один из самых крупных богословов Средневековья, автор множества выдающихся трудов по философии и богословию.
Канонизирован Папой Сикстом IV в 1482 г., а Папа Сикст V провозгласил его Учителем Церкви (1588).
Св. Бонавентура является патроном францисканцев, матерей, ожидающих потомства, детей, работников и богословов.
Источник: ILG
СЛУЖБА ЧТЕНИЙ
Из трактата «ПУТЬ ДУШИ К БОГУ» св. Бонавентуры
Христос это путь и дверь, лестница и колесница, Он покров, возложенный на ковчег Божий, и «тайна, сокрытая от века» (Кол 1,26).
Кто решительно и всецело обращает свои глаза ко Христу, взирая на Него, висящего на кресте, с верою, надеждой и любовью, благочестием, изумлением, восхищением, благодарностью, хвалой и славословием, тот справляет Пасху вместе с Ним, что значит, пускается в путь, чтобы пересечь Красное море благодаря жезлу креста. Покидая Египет, он вступает в пустыню, чтобы вкушать там сокрытую манну и покоиться вместе со Христом в могиле, наружно как мёртвый, но переживая, насколько это позволяет состояние странника, то, что было сказано на кресте разбойнику, распятому вместе со Христом: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23,43).
При этом переходе, если кто хочет быть совершенным, должен оставить всякие умственные рассуждения. Все его желания должны быть сориентированы на Бога и в Нем преображены. Вот тайна тайн, которой не знает никто, кроме того, кто её получает, которой не получает никто, кроме того, кто её желает, и которой никто не желает, кроме того, кто в самой своей глубине воспламенён Духом Святым, Которого Христос послал на землю. Вот почему Апостол говорит, что эта таинственная мудрость открыта Духом Святым.
Если хочешь понять, как это происходит, вопрошай благодать, а не знание, твою глубокую жажду, а не рассудок, воздыхания твоей молитвы, а не страсть к чтению. Вопрошай Жениха, а не преподавателя, Бога, а не человека, тайну, а не очевидность, не то, что сияет, но тот огонь, который охватывает всё существо и с невыразимым жаром и отрадой погружает его в Бога. Этот огонь на деле есть Сам Бог, а его горнило — Иерусалим. Это Христос его запалил пылающим жаром Своих Страстей. И только тот может его воспринять, кто говорит вместе с Иовом: «Душа моя избрала казнь, и кости мои — смерть». Тот, кто любит эту крестную смерть, может видеть Бога; ибо не оставляет ни малейшего сомнения слово истины: «Человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх 33,20).
Умрём же, войдём во тьму, приведём к молчанию наши заботы, наши вожделения и наше воображение. Перейдём вместе с распятым Христом из этого мира к Отцу. И когда Отец явит Себя, скажем вместе с Филиппом: «Довольно для нас» (Ин 14,8); услышим вместе с Павлом: «Довольно для тебя благодати Моей» (2 Кор 12,9); воскликнем, ликуя, вместе с Давидом: «Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек. Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! И да скажет весь народ: аминь! Аллилуия!» (Пс 72,26; 105,48).
Источник: La Liturgie des Heures, v. 3, p. 1159, Paris 1980
Соборная молитва дня (Collecta)
Da, quæsumus, omnípotens Deus,
ut, beáti Bonaventúræ epíscopi natalícia celebrántes,
et ipsíus proficiámus eruditióne præclára,
et caritátis ardórem iúgiter æmulému.
Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,
qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.
Дай, просим, Боже всемогущий,
да, празднуя блаженного епископа Бонавентуры рождение для неба,
преуспеваем мы в его учении преславном
и непрестанно будем подражать его любови пламенной.
Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,
Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,
Бог во все веки веков. Аминь.