ТОРЖЕСТВО СВЯТЕЙШИХ ТЕЛА И КРОВИ ХРИСТОВЫХ
Память установления таинства Пресвятой Евхаристии справляется в Церкви прежде всего в Великий Четверг. Но это момент начала Страстей Христовых, и потому с XIII в. в Церкви латинского обряда справляется особое торжество Божьего Тела, с целью воздать подобающее благодарение за этот несравненный дар Христов.
Инициатива установления этого празднества принадлежала св. Юлиании из Корнийона (Julienne de Cornillon), 1193-1258 гг., приорессе монастыря августинок Мон-Корнийон (Mont-Cornillon) ок. Льежа, Бельгия. В 1245 г. она имела видения Господа Иисуса Христа, Который поручил ей установление особого праздника в честь Пресвятой Евхаристии. Господь Сам назначил день этого праздника – четверг после воскресенья Пресвятой Троицы. Епископ Льежа Роберт, по тщательном исследовании событий и после совета со своим капитулом, постановил исполнить поручение Господа, и в 1246 г. состоялась первая евхаристическая процессия.
Однако в том же самом году епископ Роберт скончался, и высший клир города, по внушению богословов, счел шаг покойного ординария поспешным, а проведение праздника под таким названием – неподобающим. Более того, св. Юлианию едва не обвинили в ереси. В наказание ее перевели из монастыря Мон-Корнийон в провинцию (1247); но по вмешательству архидиакона Льежского кафедрального собора Иакова, кардинал Гуго, после нового исследования, утвердил празднество. В 1251 г. Иаков провел торжественную процессию по улицам Льежа.
Господь щедро вознаградил ревностного священнослужителя. Сын портного из Труа (в Шампани, Франция), вскоре стал епископом Верденским, затем патриархом Иерусалимским, и наконец, Папой, под именем Урбана IV (1261-1264). Он-то и установил в Риме торжество Пресвятой Евхаристии в 1264 г.
Источник: Internetowa Liturgia Godzin
ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ
Год А (Ин 6,51-58):
Сказал Иисус Иудеям:
Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?
Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
Год В (Мк 14,12-16.22-26):
В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим.
И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам.
И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху.
И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.
И, воспев, пошли на гору Елеонскую.
Год С (Лк 9,11b-17):
В то время: Иисус беседовал с народом о Царствии Божием, и требовавших исцеления исцелял. День же начал склоняться к вечеру. И, приступив к Нему, Двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте. Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей? Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти. И сделали так, и рассадили всех. Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил, и дал ученикам, чтобы раздать народу. И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов.
СЛУЖБА ЧТЕНИЙ
Из творений св. Фомы Аквинского
(Opusculum 57, in festo Corporis Christi, lect. 1-4)
Единородный Сын Божий, желая приобщить нас к Своей божественности, принял нашу природу, чтобы, ставши Человеком, обожествить человека.
Более того, все, что Он взял от нас, Он целиком преднзначил для нашего спасения. Ибо на алтаре креста Он принес Свое Тело в жертву Богу Отцу, чтобы примирить нас с Ним; и Он излил Свою Кровь, чтобы она была одновременно и выкупом за нас, и нашим крещением; чтобы, искупленные из горестного рабства, мы могли очиститься от всех наших грехов.
И чтобы мы всегда хранили память о таком великом благодеянии, Он оставил верным Свое Тело как пищу и Свою Кровь как питье, под видом хлеба и вина.
Пиршество драгоценное и поразительное, которое приносит спасение и которое исполнено отрады! Может ли быть нечто более драгоценное, нежели это пиршество, где нам не предлагается уже, как в Ветхом Законе, есть плоть тельцов и козлов, но Христа, истинного Бога? И есть ли что-либо более изумительное, нежели это таинство?..
Никакое таинство не приносит более спасительных плодов, нежели это: оно стирает грехи, умножает добродетели и в изобилии наполняет душу всеми духовными дарами!
Оно приносится в Церкви за живых и за умерших, чтобы служить на пользу всем, будучи учрежденным для спасения всех. Наконец, никто не способен выразить всю отраду этого таинства, поскольку в нем вкушают духовную отраду прямо из ее источника и в нем справляют память той непревзойденной любви, какую проявил Христос в Своих страстях.
Он желал, чтобы безмерность этой любви глубже запечатлелась в сердцах верных. Поэтому на последней Вечере, отпраздновав Пасху со Своими учениками, когда Ему предстояло перейти из этого мира к Отцу Своему, Он установил это таинство, как вечную память Своих страстей, как исполнение древних прообразов, как величайшее из всех Его чудес; и тем, кого Его уход наполнил бы печалью, Он оставил это таинство, как несравненное утешение.
Источник: La Liturgie des Heures, v. 3, p. 29, Paris 1980
Соборная молитва дня (Collecta)
Deus, qui nobis sub sacraménto mirábili
passiónis tuæ memóriam reliquísti,
tríbue, quæsumus, ita nos córporis et sánguinis tui sacra mystéria venerári,
ut redemptiónis tuæ fructum in nobis iúgiter sentiámus.
Qui vivis et regnas cum Deo Patre in unitáte Spíritus Sancti,
Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.
Боже, в в таинстве дивном оставивший память Твоих нам страданий,
даруй, молим, так почитать нам Тела и Крови Твоей священные тайны,
да плоды Твоего искупления постоянно в себе ощущаем.
Который живешь и царствуешь с Богом-Отцом в единстве Духа Святого,
Бог во все веки веков. Аминь.
=====================================================================
ГИМН В ЧЕСТЬ ЕВХАРИСТИИ
(Перевод со старофранцузского. Автор и переводчик неизвестны)
Понял я, Боже, в чём сии секреты,
Что стал пресуществляться в хлебе и вине Ты.
Сперва к Себе тянул Ты в небо человека,
Но тот сопротивлялся, строптивый от века.
Ты ж поступил согласно милосердью Божью,
Плоть отдав на съеденье нашему безбожью.
Поскольку людям ближе хлеб, чем мысль о небе,
Быть жаждя в человеке, стал Ты Сущим в Хлебе.